ИсторияИсследователиВосстанавливая разрушенноеСокровища Анинского дацанаВоспоминания старожилов
 

Основание Анинского дацана и начальный период его деятельности.

Дуганы

Дацанские школы.

XII Пандидо Хамбо-лама Даша-Доржо Этигэлов.

 

 

Дуганы.

 

С самого начала становления Анинского дацана по плану в задней части двора размещались два небольших храма Курдуна (Хурдунэй сумэ) и Докшитов, а затем появились два других – Дэмчика и Аюши. Остальные дуганы располагались за пределами забора.

 

Джуд-дацан или Хурдунэй сумэ, или сумэ Дэмчок относится к числу утраченных зданий. Время постройки этого сумэ колеблется между двумя датами: 1822 и 1824 гг. А.Позднеев, посетивший дацан в начале века, относительно этого сумэ писал, что «точное время первоначальной застройки этого сумэ неизвестно, так как никаких документов, относящиеся до разорения этой постройки не сохранились, да несомненно буряты никогда не имели у себя такого разрешения. За разрешение постройки Хурдунэй сумэ они считали изданный 10 декабря 1832г. иркутским гражданским губернатором циркуляр, в коем якобы были перечислены все существующие в ту пору дацаны и сумэ Забайкальской области. Одним из 150-ти упомянутых в этом циркуляре является Хурдунэй сумэ Анинского дацана…Известно также, что это сумэ просуществовало в комплексе Анинского дацана свыше 60 лет и речь не могла уже идти об исправлении дугана, так как здание к тому времени пришло в ветхость. И в очередной раз анинцы, как практически при замене других сумэ, идут на очередную хитрость, зная, что им могут только разрешить ремонт здания, они разбирают это сумэ, не оставив никаких следов». Далее 1 января 1882 г. ширетуй Жамбаев посылает телеграмму военному губернатору Забайкальской области о том, что «находящееся при Анинском дацане сумэ Хурдэ пришло в такую ветхость, что угрожает совершенным падением», поэтому он спрашивает разрешения разобрать означенное сумэ. Разрешение на ремонт было получено 23 апреля 1882 г. По каким-либо причинам, разрешение на ремонт анинцев не устроило, они на следующий 1883 г. просят «возобновить пришедшее в ветхость и разобранное уже Хурдунэй сумэ». Так как речь уже шла не об исправлении, а о постройке нового  здания, управление Приамурского генерал-губернатора затребовало план и смету, по которой должны были производиться работы. В октябре 1883 г. канцелярия Анинского дацана отправляет в управление новый проект и соответствующие документы с припиской: «причем, однако продолжаем утверждать, что это не новая постройка, а лишь возобновление существующего прежде здания». Разрешение на строительство было получено в августе 1884 года, где сообщалось, что «не встречается препятствий к возобновлению старого сумэ Хурдэ, но с тем непременным условием, чтобы новый Хурдунэй сумэ, согласно Положения… было построено по плану прежде существующего здания, а отнюдь не по оставленному бурятами новому, который вместе сим был возвращен Хамбо-ламе».

Такой ответ не мог удовлетворить духовенство дацана, они с тем же прошением обращаются в Министерство Внутренних Дел, разрешение от которого было получено в следующем 1885 г. Таким образом, строительство нового сумэ Хурдэ мы можем датировать 1885 г., этим же годом, по нашему предположению, произошла трансформация сумэ Хурдэ в Джуд дуган, одновременно, с открытием школы Джуд, где «тантризм изучали по системе…джуд-мад лхасской традиции».

Здание в настоящее время полностью утрачено.

 

Дуйнхор-дуган. Первоначальная постройка датируется 1811 годом, хотя в книге Н. Кириллова указывается 1829 г. Несмотря на разночтения, известно, что в 1878 г. анинцы получили разрешение на ремонт здания, которое было посвящено тантрийскому Будде Дуйнхор, в молебствиях, обращаемых в этом сумэ к бурхану Дуйнхор, выражались молитвенные благо пожелания, чтобы в будущей своей жизни, молящиеся возродились в блаженном царстве Шамбала, перед лицом обитающего там бурхана Дуйнхор, а хурал «Дуйнхор» последнего месяца весны был посвящен памяти легендарного события, когда Будда Шакьямуни впервые начал проповедовать тантрийское учение.   В бурятских дацанах сумэ Дуйнхор было немногочислен, в семи дацанах: Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Анинском, Зугалайском и Хужиртайском проводился Цам Дуйнхор.

Содержание Цама, «заключается в представлении грозных божеств и гениев-покровителей буддизма, а также в изображении их борьбы за буддийскую церковь…Цам, хотя и театральное представление,…но, тем не менее, это священный религиозный обряд, мистерия, ставящая себе целью не только поучать зрителей, напоминая им о невечности всего сущего и о разных таинственных силах…, но и войти в особое мистическое единение с этими силами».

В Анинском дацане мистерия Калачакры появилась примерно в 1907-1908 гг., традиционно Цам совершался в тот день, в который впервые в монастыре введено было его служение.

По описанию 1914 г. сумэ Дуйнхор «располагался за отдельной оградой в северо-восточном углу от главной кумирни. Здесь служат Дуйнхор, соответственно чему у северной стены в божнице помещены три отдельных бурхана Дуйнхор, а посередине кумирни восстановлено «Дуйнхор-шире».

В тридцатые годы здание было разобрано и вывезено в Хоринск, где располагался вплоть до 70-х годов районный военкомат.

 

Манба дуган (сумэ Оточи) основан в начале века, располагался в северо-восточном углу ограды цокчен-дацана. Архивных источников по строительству на данный период не обнаружено, кроме описания алтаря на 1916 год: «кумирня Оточи, как посвященная богу врачевания, сумэ Оточи, где проходили занятия и хуралы имело название Манба дугана или Манбын сумэ от имени Будды Манлы, в честь которого он обыкновенно строился и, который почитался покровителем медицины, имеет своими основными кумирами медные изваяния бурхана Манлы и 7 основных учеников его. На жертвенном столе перед этими бурханами, в качестве жертвоприношений написаны, и разложены лекарственные растения и травы, курительные свечи, книги и всякого рода жертвы». По данным информатора Мигжитова Р.Б., первыми учителями медицинской школы Анинского дацана были ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов, здесь ежедневно читался хурал бога Оточи, по определенным дням проводилось служение, именуемое «Ихе Оточи» (Большой хурал Оточи, бур.).

 

Чойра – дуган (сумэ Аюши) относится также к числу утраченных зданий, первоначальная постройка, по данным А.М. Поздеева, датируется 1811 г., по данным Н. Кириллова – 1830 годом. Несмотря на разночтения даты строительства сумэ Аюши, имеем сведения, что в 1878 году сумэ пришло в ветхость и анинцы возбудили ходатайство о ремонте названного дугана, с пояснениями, что не имеют плана здания. На что иркутский губернатор, « признав неповинность бурят в представлении планов, разрешил демонтаж сумэ Аюши без планов, не озаботившись же составлением их в ту пору». В том же 1878 г., по-видимому, ремонт здания был произведен, т.к. 21 марта 1879 г. генерал-губернатор Восточной Сибири препроводил Хамбо-ламе за № 330 разрешение на наружную окраску здания. Сумэ, в честь бурхана Аюши находился на северо-западной окраине комплекса за отдельной оградой.

Появление школы цаннита свидетельствовало о высокой степени подготовленности бурятского духовенства и, в частности, лам Анинского дацана. Усиленное развитие этой школы и введение в практику цаннит-хурала побудило аннинских лам к строительству надлежащего просторного помещения. В январе 1880 г. ширетуй Анинского дацана Жамбаев спешно отправляет забайкальскому губернатору телеграмму о том, что «сумэ бурхана Аюши от ветхости и сильного ветра сильно повреждено, так что угрожает падением. В виду экстренности опасности отпадения решаюсь ходатайствовать перед Вашим Превосходительством разрешить разобрать это сумэ». Разрешение за подписью генерала Педашенко извещало: «поручаю объявить ширетую Анинского дацана Жамбаеву, что на разобрание сумэ Аюши препятствий не имею».

Таким образом, анинцы пойдя на хитрость, задумав построить более объемное здание, воспользовавшись небрежностью русского правительства, заставили дать разрешение на слом только что отстроенной и доделанной заново деревянной кумирни. Далее, по сведениям А.М. Поздеева, анинцы решили прибегнуть к очередной хитрости. Отстроив громадный каменный дуган шириною в 8 сажень, длиною в 12 сажень, анинцы представляют Самдана Намжилова, который якобы жертвует это здание Анинскому дацану на предмет устройства в нем кумирни. Весной 1881 г. сход прихожан, собравшийся в дацане на весенний хурал, постановляет приговор о приеме этого пожертвования и представляет надлежащее прошение по инстанциям. Разрешение на зачисление этого сумэ в комплекс дацана было получено на имя Хамбо-ламы от 21 июля 1881 г., за № 500: «принять жертвуемый Самданом Намжиловым дом с зачислением его взамен разрушенного ветхого сумэ Аюши при Анинском дацане, новый каменный дуган, для совершения в нем хуральского цаннита, к отправлению которого в этом дугане собираются ежедневно от 400 до 500 лам». Новое здание в комплексе Анинского дацана играло роль огромной аудитории для занятий по буддийской философии, проводившихся обычно в форме диспутов. По данным Мигжитова Р.Б. Чойра-дуган был построен на средства упомянутого С. Намжилова, который был жителем с. Удинск и занимался извозом и торговлей. Кроме здания Чойра-дугана, окруженного деревянным заплотом, по словам Мигжитова Р.Б., стояло несколько зданий служебного предназначения: кухни, склад, амбары, караульный дом. В настоящее время сохранилось здание кухни.

С северной стороны кухни в начале века был расположен рынок, где торговали промышленными и сельскохозяйственными товарами, предметами культа и т.д. Кроме местных бурят на рынке располагались китайские, еврейские и русские лавки. Примерно в 1910-1912 гг. рынок был расширен и перенесен к речке (информатор Мигжитов Р.Б., с. Алан).

Здание было разобрано в 30-х годах, был снесен 2-й этаж, служебные постройки вывезены. До начала 90-х годов 1 этаж здания использовался под конюшню колхоза с. Алан.

В 1915 году по инициативе Агвана Доржиева на самой северной стороне комплекса было возведено еще одно здание, предназначенное для второй школы цаннит-дацана (Мункэ мани сумэ). А.М. Поздеев, посетивший дацан в 1916 г. «для обследования дацанов для выработки законопроекта об управлении духовными делами ламайского вероисповедания», пишет, что» нельзя не отметить еще возведенного на северной окраине дацанской усадьбы отдельного подворья с большим домом известного Цаннит-хамбо-ламы Агвана Доржиева. Здание его главным образом может быть обращено как в кумирню, так и в помещение для школы».

Р.С. Мэрдыгеев, П.Н. Дамбинов, работавшие в 1922 г. с экспедицией по изучению дацанов в Забайкалье, отметили, что «об остальных храмах нам не удалось собрать сведений, за исключением нового дацана, построенного под руководством Агвана Доржиева. Этот новый храм сооружен у самой горы на расстоянии приблизительно 100 саженей от главного храма. Стиль чисто тибетский. Начало его постройки совпадает с началом революции. Закончена она в 1924 г. Впереди дацана посажены деревья, обещающие быть в недалеком будущем хорошим садом. Деревья эти поливаются специально проведенными водосточными желобками, соединенными с небольшой речушкой, протекающей позади храма в одной приблизительно версте. Все это – сад, длинная лента желобков и пр. заставляет думать о большой хозяйственной организации лам, объединенных вокруг дацана».

Что касается описываемых выше деревьев, то по нашему предположению, это предполагало священную рощу, берущую начало, вероятно, от тибетских монастырей. В практике бурятских дацанов, таких как Агинский, Цугольский и Зугалайский это явление отразилось еще в середине прошлого столетия. Поклонение деревьям было древним у буддистов. Так, в Индии с зарождением буддизма, началось создание садов при монастырях: «Найдено много стилизованных изображений растений и деревьев, одной и той же сцены: за оградой стоит дерево, а вокруг люди с жертвенными дарами. Каждое дерево было посвящено какому-нибудь Будде». Во всех буддийских странах особо культивируется дерево бодхи, под сенью которого Сиддхарта Гаутама достиг «просветления» и стал Буддой. В Анинском же дацане, как и в Агинском, Цугольском и Зугалайском, священная роща служила своего рода открытым залом, куда с наступлением сумерек под кроны деревьев выходили ламы для прочтения и заучивания молитв, там же проводились диспуты, религиозные обряды.

Здание в настоящее время утрачено, судя по остаткам фундамента, можно предположить, что дуган был такой же крестообразной формы, как и главное здание, т.е. здесь был применен принцип мандалы.

По описанию Л.К. Минерта «здание было одноэтажным и почти квадратным в плане с примерно одинаковыми выступами впереди для портика и сзади для алтарной части. Над последней воздвигался квадратный в плане двухэтажный объем с вышкой. Очень пологая крыша пряталась за высоким парапетом. Его буро-красное поле украшали деревянные толи, покрашенные под золото. Такие фризы завершали портик, двухэтажный объем и его павильон. Необычное по композиционной пространственной структуре здание – пример последнего поколения бурятских храмов, в архитектуре которых стремились, как можно точнее воспроизвести тибетские образцы».

В конце 30-х годов здание было разобрано.

 

Майдари дуган.В архиве ГМИРиА хранится написанная современниками история возведения большого Майдари Анинского дацана, повествующая о том, что в 1891 году путешествующий цесаревич – будущий Государь Николай II – посетил Бурятию. Ламы испросили у него разрешение построить в Анинском дацане «великого Майдари в 80 локтей» ростом. Анинцы в начале мечтали возвести его из дерева, но потом решено было делать из меди с позолотой по образцу изображения в Богдо-хурене (т.е.Урге) размером в 14 алданов (маховая сажень) без одного локтя. Весной 1896 года шесть представителей Анинского дацана, в числе которых был и художник Чимитдорж, и мастер по меди и золоту Цыден-зураг, взяв собранные народом деньги, выехали из Анинского дацана через Ургу в знаменитый своими мастерами Долоннор. Заказ на отливку бурхана он был принят в мастерской Юнке-Ин-Тун-Жан, где обещали закончить работы к 22 дню последнего, осеннего месяца того же года. Каждый день мастерская выставляла от 30 до 100 рабочих, самым старательным в конце недели в виде поощрения выдавали по 5 цын, т.е. рублю серебром… Цена за великого Майдари была назначена в 30 тысяч лан серебра. Дособранные деньги анинцы послали с командированными в Долоннор Р. Бадмаевым и Б. Одомаевым. На пути, как сообщается в рукописи, их стали преследовать разбойники, решившись отобрать деньги, по сопровождавший из знаменитый бурятский охотник Абидуев на лету застрелил птицу на глазах разбойников, и те отстали. Вся сумма была выплачена мастерской Долоннора сполна. Для перевозки статуи, разложенной по ящикам, потребовалось 72 верблюда. Преодолев все трудности пути, караван на 380-й день зимой прибыл в Ургу. Уже в следующей 1897 году ценный груз был переправлен в Бурятию. Храм для Майдари к этому времени не был готов, но прихожанам показали позолоченную голову великого бурхана и народ возликовал… Пока заканчивалось строительство одноименного храма, несколько доверенных лам вновь отправились в Ургу за священными книгами и ритуальными предметами для заполнения бурхана. Сам восьмой Богдо-геген и Хамбо-хурэ-бакши пожертвовали для него свой восхваляющий мактал и двенадцати томах под названием «Звук барабана непобедимого батора» и множество других ритуальных предметов для вложения в фигуру Майдари. Посланцы Анинского дацана накупили бурхану шелка и лекарственных трав до семи возов, на двенадцати подводах везли для него 108 томов «Ганжура». Каждый лист многотомного классического произведения был проверен ламами, печать оказалась ясной и четкой. С молитвами доставили к дацану белую полынь, богородскую траву (ая-ганга) и кедровую древесину, заготовленные специально для Майдари»

Гигантская статуя Майдари в Анинском дацане помещалась в одноименном храме, строительство которой датируется 1898 годом. Но здесь необходимо отметить, что первоначальное ходатайство анинцев о деревянном сооружении Майдари и о постройке сумэ для него зафиксировано по документам 1892 годом, когда в сентябре 1892 г. «доверенные от бурят Верхнеудинского округа Хоринского ведомства Радна Намсараев и Гомбожап Чимытов, а прошении, поданном на имя Приамурского генерал-губернатора, генерал-адьютанта Корфа, ходатайствовали о разрешении им соорудить из дерева при Анинском дацане изображение деревянного бурхана Майдари с особым деревянным зданием, которое только бы предохраняло изображение бурхана от внешних атмосферных влияний». При этом представлены надлежащие документы, план, сметы предполагаемого к строительству и сооружению Майдари. Переписка по данному вопросу продолжалась в течение двух лет. Так, 6 апреля 1893 года губернатор Забайкальской области за № 1818 писал на имя Министра внутренних дел: «с его стороны не встречается препятствий к тому, чтобы они соорудили из дерева при существующем Анинском дацане изображение бурхана Майдара и покрыли деревянным помещением таких размеров, который необходим только для предохранения от внешних атмосферных влияний, и чтобы здание это ни в коем случае не могло служить местом собрания богомольцев…  Считаю необходимым доложить,…что…во избежание того, чтобы предполагаемое к постройке помещение не походило на сумэ, устройство которых безусловно воспрещено 34 ст. Положения о ламайском духовенстве, необходимо план видоизменить с тем, чтобы кругом его оставить до стен пространство наполовину, чем каковое имеется по плану, лишь для того, чтобы возможно было держать изображение бурхана в чистоте.

В отношении № 110 Техническо-строительного комитета от 18 января 1894 г. анинцам сообщается, что «на представленном чертеже недостаточно представлена конструкция здания, основание же вовсе не показано. Ввиду этого комитет полагает, что при исполнении означенного здания, должно быть обращено внимание на достаточно прочное основание главных стоек. Кроме того, следует устроить сквозные раскосы, как показано на чертеже синею краской, для лучшего сопротивления здания давлению ветра».

В феврале того же года разрешение на имя Приамурского Генерал-губернатора было препровождено, который в свою очередь от 20 марта уведомил анинцев телеграммой.

Таким образом, разрешение на строительство сумэ датируется 1894 годом, но по-видимому, получив разрешение, анинцы не торопились с его строительством, так как они решили не воздвигать деревянную скульптуру Майдари, а сделать заказ в Долонноре на большую статую.

Храм Грядущего Будды анинцы построили на северной – алтарной части от цокчен-дацана. Здание в настоящее время утрачено. Ранее же, судя по архивным источникам и данным информаторов, здание представляло своеобразный «футляр» для медной позолоченной статуи. Объем храма был визуально разделен по высоте промежуточным карнизом на два этажа, причем высота первого этажа несколько больше второго. Внутреннее пространство сумэ представляло единый объем, служивший вместилищем статуи. Свободное пространство, судя по остаткам фундамента здания, было минимальным (около 2м.), позволяющим лишь ритуальный обход Майдари, который восседал на львином престоле. Бурхан был отлит на желтой меди и густо покрыт позолотою. Вес бурхана, говорят, равнялся 11000 китайских пудов.

 

Фундамент сумэ Майдари. Вид комплекса с севера.

 

  

Типография Анинского дацана.

Барай-сумэ (типография, печатия). Развитие философской, медицинской, тантрийской школ, внедрение буддийских религиозных обычаев и быт населения обусловили необходимость снабжения духовенства и верующих предметами культа – богословской литературой, скульптурными и живописными изображениями божеств и т.д. Эти потребности не могла полностью быть удовлетворены ввозом дорогостоящей литературы и ритуальных предметов культа по более или менее доступным ценам. Первые сведения о развитой издательской деятельности появились в 1877 году, когда бывший Епископ Селенгинский Мартериан III сообщил в полицию о том, что «в Цугольском дацане существует неразрешенное правительством училище для приготовления заштатных лам и причем тибетская типография». После ревизий и проверок по дацанам в 1880 году по ходатайству цугольских лам и Хамбо-ламы Цугольскому дацану и нескольким другим дацанам, в том числе и Анинскому, было разрешено «печатание книг с означенных дощечек, с условием, чтобы впредь заводимые доски… не были употребляемы ранее разрешения».

По сведениям начала века «отдельную статью дацанского имущества Анинского дацана составляла состоящая при нем типография, в которых хранились доски для печатания нижеследующих сочинений:

 

а). большого формата:

 1. Чопилвен цорчонийнг гягуб    461 доски, ценно. 461 р.

 2. Санг номналунг тайлбурн        322 доски, ценою 321 р.

 3. Цаган-лин хоа                           274 доски, ценою 272 р.

 4. Принлай-намгонни                     47 досок, ценою 45 р.

 5. Дан-ий барингбу                         42 доски, ценою 42 р.

 6. Димчоний намчоник                  19 досок, ценою 19 р.

 7. Дуйсум-чомсумун намчопик      19 досок, ценою 10 р.

 8. Манийн долдук                          19 досок, ценою 10 р.

 9. Иэхэ тохимахч судур                119 досок, ценою 119 р.

10. Чопинчжун                              131 доски, ценою 50 р.

11. Долмайн мандал                       54 доски, ценою 25 р.

12. Арбан сохичулсунсан               56 доски, ценою 30 р.

13. Чадо                                          25 досок, ценою 10 р.

14. Оцзэр чэнмайн сунн                   6 досок, ценою 3 р.

15. Чополцан чэнмайн бунпинг       8 досок, ценою 3 руб.5коп.

16. Лочжил-нирхо-дульбийдна      10 досок, ценою 5 руб.

 

Это неполный список, так как известно, что в 1899 году в Анинском дацане было напечатан каталог (гарчак) своих изданий, где приводились более 100 наименований книг, изданных в разные годы в типографии дацана.

Здание печати находилось в северо-западном направлении от цокчен-дацана.

   

Субурганы.

В комплексе Анинского дацана в свое время было возведено 26 субурганов, четыре из которых стояло за пределами комплекса, расположенные по 4 сторонам света. Все субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий, но время их возведения нами по архивным источникам не выявлено, так как на сооружение субургана не требовалось специального разрешения русского правительства.

По скупым данным информатора, мы сделали попытку частичного «воссоздания». Три субургана на северной стороне, восстановленные в 1986 году жителями с.Ульдурга (Еравнинский район), посвящены Да-Ринбоче, Хайдан-Ринбоче и Жалсан-Ринбоче, крупнейшим иерархам буддийской церкви.

 

Субурган, стоящий на северо-восточном углу был сооружен на месте первого деревянного храма 1811 года. На восточной стороне от цокчен дацана в 1904 году во время русско-японской войны был воздвигнут субурган «Зугдул_Намжилма». Именно в это время подобные субурганы воздвигаются во многих бурятских дацанах (Агинском, Цугольском, Эгитуйском и т.д.).

Четыре субургана, стоящие по углам ограды цокчен дацана, по-видимому, несли охранный смысл.

На северной стороне комплекса, в 1986 году жителями окрестных сел и жителями с. Ульдурга восстановлены 9 субурганов. Значение и полный объем информации об этих субурганах не удалось выявить. Информатор Мигжитов Р.Б. сказал нам, что передний субурган был сооружен в честь 1-го ширетуя дацана, а остальные 8 в честь последующих ширетуев.

 

 

На северо-западной стороне сохранилось еще 5 субурганов, значение которых нами на сегодняшний день не выявлено.

На сегодняшний день ограда дацана сохранилась почти полностью, небольшие субурганы, восстановленные в 1986 г. на массивных постаментах, как бы «охраняют» и архитектурно определяют пространство двора.

наверх

 

 
Сайт создан в системе uCoz