ИсторияИсследователиВосстанавливая разрушенноеСокровища Анинского дацанаВоспоминания старожилов
 

Основание Анинского дацана и начальный период его деятельности.

Дуганы

Дацанские школы.

XII Пандидо Хамбо-лама Даша-Доржо Этигэлов.

 

 

Дацанские школы

 

Многие дацаны имели своих учеников-хувараков. Но собственные  богословские школы в бурятских дацанах возникли в середине XIX века. (с 1858 г.). Это были буддийские философские школы.

Официальной датой основания школы цаннита в Анинском дацане считается 1858 г., вслед за Цугольским дацаном (1850 г.), которому принадлежит приоритет основания школ Чойра в хоринских и селенгинских дацанах, откуда «начали расходится ученые ламы и вскоре изучение цаннита было перенесено в монастыри Гусиноозерский и Анинский».

Появление школы цаннита  свидетельствовало о высокой степени подготовленности бурятского духовенства и, в частности, лам Анинского дацана.

В 1915 году по инициативе Агвана Доржиева на самой северной стороне комплекса было возведено ещё одно здание, предназначенное для второй школы цаннит-дацана (Мункэ мани сумэ).

Если в первом здании Чойра-дугана учились буддийской философии хувараки, то во втором  здании собирались  ламы из разных дацанов, желающие пополнить свои знания, поучаствовать в диспутах, продолжить обучение трактатов по богословию, философии, логике, этике и т.д. Цаннит-ламы, причисленные ко 2-ой группе, проводили время в чтении и составлении выписок из различных сочинений, изучали  различные толкования и комментарии по отдельным  интересующим их вопросам, производили сличение текстов. Изучали они, по словам Цымпилова Р.Ц., «плэрхэй аймак саба», после чего они знали не только точный смысл писаний, но и держали в своих руках таинственные силы управления природой. Многие ламы этой школы в дальнейшем пополняли состав «бродячей школы» гонуд лам.

На сегодня трудно определить в полном объеме значение и смысл этой школы, так как источников нами не обнаружено.

Здесь особо следует отметить, что среди джудских школ бурятских дацанов, только в Анинской школе Джуд была «бродячая школа-гонуд».

Как нам сказал информатор Цымпилов Р.Ц., инициатором открытия бродячей школы гонуд при Джуд-дацане был Гушик-лама Агван Доржиев, что сыграло немаловажную роль в утверждении и уважении к этой школе. В школе гонуд служили ламы из 5-ти хоринских дацанов. Служили «хату-тарин хурал», что дословно переводится как «сложная, тяжелая мантра» свыше 100 лам, которые в течении года по ходу солнца должны были по дацанам проходить круг пешком. Службу гонуд-ламы начинали до восхода солнца, ночевали и хурдунэй сумэ в сидячем положении, имели право в сутки только один раз питаться, не снимали одежду в течении месяца. В эту школу, по словам Цымпилова Р.Ц., попадали только сильные духом и телом ламы, так как многие ламы боялись жесткой дисциплины и аскетического образа жизни. Начиная службу с Анинского дацана, они продолжали хурал в Эгитуйском, затем в Чесанском дацане, после в Кижингинском и Челутайском (Ацагатском). Каждый приход гонуд-лам в перечисленные дацаны сопровождался большим притоком прихожан. На следующий год круг повторялся заново. По описанию А.М. Поздеева, посетившего дацан в 1909 г., полный состав бродячей школы гонуд был в количестве 88 человек, которые совершали «ярнай хурал». «Помещались они во дворе Хурдунэй сумэ, согласно требованию хурала не выходя за кумиренную ограду и проводя всю ночь, вместе, в кумирне. По установленному обычаю, ламы эти по окончанию «ярнай хурала», должны были оставаться на зимовку в этом же дацане, а следующей весною предпринимали новый путь через Ацагатский и Чесанский в Эгитуйский дацан, где опять будут совершать «ярнай хурал» и затем проводить зиму 1910/11года».

Этим же годом датируется открытие при Анинском дацане впервые в Забайкалье школы Дуйнхор (калачакра), которая обеспечивала астрономическую и астрологическую буддийскую службу, в основу которых входят комментарии на тантрийское сочинение «Калачакра», доставляет сведения о движении солнца, луны, звезд и планет, о затмениях солнца и луны и т.д. Согласно тибетскому ученому ламе Пелдену: «Калачакры – великое учение, которое пронизывает нашу жизнь. Оно утверждает, что Человек и Вселенная едины. Человек является частью Вселенной, зависит от нее, но в то же время воздействует на нее. Калачакра дает нам метод этого воздействия».

Школа философии Анинского дацана пользовалась большой известностью и уважением в Бурятии. Из стен дацана вышли многие известные ламы, в том числе хамбо-лама Итигэлов.

наверх

 

 
Сайт создан в системе uCoz