О поездке делегации хори-бурят в Москву

1702-1703 гг.

 

 

Для обсуждения насущных проблем хори-бурят и принятия соответствующих мер был создан представительный суглан одиннадцати хоринских родов. Один из старейшин хоринских бурят, зайсан харганатского рода Тасха Бодороев на собрании заявил:

— Надо ехать в Москву к белому царю, правду ему рассказать. По его предложению было принято решение: направить в столицу Российского государства к царю делегацию.

 

Конный переход по маршруту хождения

хори-бурят к Петру I, делегации на Байкале, сентябрь 2002г.

 

Возглавлять делегацию было поручено зайсану галзутского рода Бадану Туракину и зайсану рода харгана Даске Бодороеву. В состав делегации входили "Бодонгутского рода зайсан Очихой Сардаев, да разных родов и улусов шуленги: Шарахан, Тозе, Кондохой, Басутай, Баяндай, Тацур, Абундай, Окин, Учир, да есаулы Баданова улуса Бонтурий, Дасиева улуса Адай, Очихаева улуса Атарай. Кондохоева улуса Номой, Басутайева улуса Ногшиной, Баяндуева улуса Харандай, Окинеева улуса Кемзей, Тацурова улуса Танхай, Учирова улуса Ноточий, а также родовые ясашные братские люди...". Этот список не полный, здесь люди перечислены в основном без указания своих родов, но по старинным "Угай бэшэг" - "Родословным запискам" представляется вполне возможным восстановление имен многих членов делегации. Выяснилось, что вышеупомянутый Баяндай являлся шуленгой шарайтского рода Тасор Баяндаевым. Стали известны имена других членов миссии: от харганатского рода - шуленга Даша Бундариев и худайского рода - Доржо Уялгуев. Мы уверены, что поиск будет продолжен. Духовной покровительницей высокой делегации стала главная шаманка-удаган хуацайского рода 23-летняя Эреэхэн, в качестве толмача-проводника посланцев сопровождал нерчинский приказчик Алексей Шергин. Вся делегация состояла из 52 человек.

Для того чтобы успешно осуществить столь ответственное мероприятие в судьбе своего племени, каждый род оказывал помощь делегации лошадьми, вооружением, провизией, одеждой, пушниной, серебром, золотом. Осенью, когда по-старинному календарю праздновался Сагаалган - Новый год, хоринцы совершили жертвоприношение Хозяевам острова Ольхон - Тринадцати Северным ноёнам, окропили стремена отважных всадников молоком и проводили делегацию в дальний путь. Исторический поход хори-бурят начался в год вороного коня, в 1702 году. В связи с тем, что поездка в Москву была тайной, делегация казачьи остроги объезжала ночью, днем же даже встречным братским людям не давали знать о целях похода. Останавливались путешественники, как было ранее установлено, у соплеменников, проживавших по Лене, Ангаре и Енисею. Здесь тогда располагались улусы хоринских родов: галзутов, хуацаев, шарайтов, гучитов и других. Они совместно с эхиритами, булагатами и хонгодорами на протяжении многих сотен лет защищали от киргизов, джунгаров и русских самую западную окраину Баргуджин-Тукум. Им не удалось противостоять русскому оружию с огненным боем. Для бурятских племен наступили времена жестокого гнета.

Шарайтский род долго отстаивал свои земли-кочевья на енисейских берегах под нынешним Красноярском, был оттуда вытеснен к Нижнеудинскому острогу на реке Уда, и, в конце концов ему пришлось переселиться в Балаганскую степь в долину реки Унга. Последнюю остановку хоринцы сделали в шарайтском улусе. Хозяева встретили гостей с хадаками, как героев-спасителей родной земли, чествовали самыми почетными блюдами. На прощанье подарили всадникам табун лошадей, помогли провиантом и фуражом. Вполне возможно, что хоринская делегация пополнилась тогда представителем шарайтского рода.

Трудно в течение нескольких месяцев ехать в сторону заката солнца, ежедневно следить за ясным или пасмурным вечером и гадать, каким же будет завтрашний день. Путникам выпало много испытаний: бураны, грозы, молнии и пожары... Самыми большими преградами стали великие сибирские реки, их приходилось преодолевать по льду, вброд, а порою и вплавь. Иногда пробивались через лесной бурелом, прорубая просеки саблями. Не счесть, сколько раз блуждали по бескрайним просторам, их поджидали "бохолдой" - черти, волчьи своры, конокрады-разбойники и каторжане-беглецы. Но они днем почти не слезали с коней, ночью под головы клали седла, под себя стелили потник и засыпали одетыми. Это было пожертвование не ради личных интересов, а тяжкие испытания принимались во благо будущего своих родов. Бадан Туракин успокаивал спутников, говоря:

— Терпите, не за себя одних страдаем, сносим лишения и беды, рискуем жизнью, не за себя одних, а и за тех, кто остался дома, в родных степях. За наших старых матерей, наших отцов, за сестер и братьев, за малых детей терпим муки.

Поначалу, чтобы не быть схваченным, караван далеко стороной обходил сибирские остроги. По мере удаления от родины, путники перестали прятаться, стали заезжать в русские деревни, татарские аилы, поселения других народов. Хоринцы родились под счастливой звездой: их приезд в столицу совпал с празднованием очередной победы над шведами. На Красной площади происходили торжества по случаю победы - Виктории над рыцарями шведского короля Карла XII.

Не кончились страдания и в Москве. В первый день в столице ночевали на улице. С огромным трудом устроились в ночлежку в Китай-городе. Пока добивались приема у именитых сановников, прошло много времени. Хорошо, что в столице оказался Федор Алексеевич Головин, побывавший в конце XV11 века в Забайкалье. Он помог бурятской делегации и в устройстве их жизни, и в переговорах с царскими сановниками, и, наконец, в организации аудиенции у царя.

наверх↑

Сайт создан в системе uCoz