Происхождение хоринских бурят

 

 

Хори... Хорёодой... Хоридой-мэргэн...

С глубины веков в бурятском народе бытует легенда о том, как земной человек по имени Хоридой-мэргэн взял в жены небесную птицу-лебедицу - Хун шубуун. И от них произошли хоринцы, которые считали себя людьми, имеющими небесное происхождение и потому они тэнгэриев не разделяли на злых и на добрых. Возможно, это древнее предание возникло в раннем периоде первобытнообщинного строя - при матриархате. Их потомки до сих пор встречают прилет своей небесной праматери подношением молочной пищи Вечному Синему небу.

 

 

Старинные бурятские летописи свидетельствуют: Хоридой-мэргэн имел трех жен: Баргажан-гуа, Шаралдай и Нагатай. От первой жены родилась одна единственная дочь Алан-гуа, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, - что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов, дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из тринадцати родов.

 

Поклонения тринадцати Северным ноенам.

В новейшей истории Сибири наши предки более известны, как хоринцы одиннадцати родов, хотя они долгое время продолжали поклоняться тринадцати Северным ноёнам. Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас - Всемонгольской империи, основано их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в двенадцать лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью-ясаком, часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.

В средние века в монгольских степях воцарилось многовластие. Потомки чингисидов занялись междоусобной борьбой. Бесконечные войны, разбои на караванных тропах, угоны скота и поборы обескровили их подданных. Пользуясь таким положением, правители страны Маньчжу умело сеяли семена раздора между монгольскими княжествами. В 1636 году они установили господство над Южной Монголией. В 1644 году маньчжурские войска захватили весь Китай, основали династию Цин. Их император Канси стал на путь прямой агрессии против монгольских народов.

Чингисовы нагасанар, по примеру некоторых ханов, не пошли на поклон к вековечным недругам кочевников, не стали приносить им в подарок свои богатые земли и обитель тэнгэрианских богов, святыню бурятских племен - Байкал. Именно в эти трудные времена на берегах священного озера-моря переплелись пути-дороги двух разных народов, одинаково поклонявшихся царям птиц - орлам. Первый из них, испокон веков живший у Байкала, боготворил белоголовых беркут-орланов, сыновей Хан Хото баабая, хозяина острова Байкал. Там до сего дня бытует культ орла с онгонами-фигурами пернатых, которые олицетворяли Шубуу ноёд и Шонхор хатад (птиц князей и княгинь). У другого народа, пришлого, диковинная птица-двуглавый орел был символом государства и он украшал печати, знамена и ворота крепостей. По-видимому, наши предки столь удивительное совпадение изображений бурятского тотема и российского герба восприняли как знамение судьбы, предопределившее будущее обоих народов. И, наверное, поэтому в то время хоринские земли не подвергались силовому захвату русскими, которые проводили колонизацию нашего края обходным путем через Якутск, Нерчинск и Зею.

В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 году, Удинский и Селенгинский - в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов в основном прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды, еще вчера бывшие служителями Байкальских божеств, вдруг превратились в ясачных подданных захудалого Итанцинского острога. Одиннадцать родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак. В летописи «История одиннадцати родов хори-бурят» В. Юмсунова читаем: «Когда было учреждено воеводское управление, люди мужского пола наших одиннадцати отцов хоринских, в количестве 160 душ, называвшиеся «колчанами», стали платить по 20 копеек подушной подати и стали действительно подданными». Прикрепили хоринцев к Итанцинскому острогу, находившемуся в ведении Нерченской воеводской канцелярии. У них появились свои зайсаны, засулы, шуленги.

В 1681 году после смерти Алексея Михайловича его сыновья Иван и Петр одновременно заняли царский трон. Правление Петра началось лишь в 1685 году. К этому времени сильно обострились бурятско-русские отношения.

До Всевышних ноёнов все меньше стали доходить молитв-призываний, и все чаще раздавалась матерная ругань. Пришельцы никогда не считали Байкал-море священным, в его водах стирались портянки, в реки выбрасывались мусор, навоз. Морское побережье подвергалось всяким напастям: лесным и степным пожарам, распахиванию пастбищ и облавным охотам. У коренных жителей отбирали "породные" земли, их многократно облагали ясаками, за потраву посевов угоняли скот, брали аманатами-заложниками женщин и детей, проводилось насильственное крещение. Остроги как бы соревновались между собой в обирании ясачных, их алчность не знала предела, подвергались грабежу даже собственные крестьяне. В те годы часто вспыхивали бунты пашенных крестьян заморских острогов. В 1696 году бунт перекинулся на Удинск, где к ним примкнули кабанцы, ильинцы и итанцинцы. Что же касается двух крупных русских центров - Иркутска и Нерчинска, то они часто враждовали между собою и порою дело доходило до прямого вооруженного противостояния.

Наступило тревожное время и на южных окраинах. Почти ежедневно угонялся скот. В наших пределах стали появляться беженцы. Халхасские цирики осаждали Тункинский, Удинский и Селенгинский остроги. В отражении этих нападений наряду с русскими принимали участие западные, восточные забайкальские и новые селенгинские ясачные. В конце XVII века наступил самый трудный период в дальневосточной политике Российского государства. По восточному календарю в XI шестидесятилетнем цикле династия Цин затеяла непримиримую войну против потомков Чингис-хана. Богдо-хан Канси, присоединив Южную, а затем Северную Монголию, втянул их в войну с Ойрат-Монголией. Император Канси стремился заполонить все родственные монголам северные племена. Он настойчиво требовал передачи в свое подданство тунгусского князя Гантимура со всем его семейством. Одной из главных целей маньчжуров было разрушить русскую крепость за Амуром - город Албазин. Город окружило многотысячное маньчжуро-китайское войско, за короткое время оно подавило сопротивление защитников крепости, несколько десятков казаков угодило в плен. Они до конца своей жизни находились на чужбине, но не изменили вере Христовой и даже смогли основать Пекинскую православную духовную миссию. Летом 1689 года к Нерчинску была стянута китайская армия в составе 76 военных судов и двух тысяч воинов-лучников. Местный русский гарнизон составлял всего около шестьсот человек, к ним на подмогу прибыли несколько сотен стрельцов, а также отряды тунгусских ополченцев. Хоринцы не остались в стороне, они участвовали в обороне Албазина и после, в память об этом событии, называли своих сыновей Албажанами. Как гласит предание, каждый род хоринцев выходил в поход на лошадях определенной масти. Однажды вблизи вражеских порядков бурятские отряды по нескольку раз объезжали одну и ту же сопку. Военная хитрость удалась: противник поверил, что подошел целый братский тумэн. Наши соплеменники охраняли владения 13 Северных ноёнов, не щадя голов своих. Они были уверены, что защищают сульдэ-судьбу не только своих одиннадцати родов, а судьбу всего бурятского народа и большой родины - России.

В таких условиях 27 августа 1689 года российским послом, наместником Брянским, окольничьим Ф.А. Головиным и богдохановским послом, вельможей Самгута был подписан первый русско-китайский договор.

Итак, внешнее положение страны на восточной окраине укрепилось. Но внутреннее положение продолжало ухудшаться, от этого больше всех страдали прибайкальцы. Многих ясачных ополченцев, возвратившихся с поля брани, ожидали не благодарность за проявленное мужество, не соболезнования родственникам погибших и раненых, а ругательство, наказание и разорение. Из-за произвола служилых людей таежное племя соётов, карагас-тофаларов и оленных тунгусов боялись спускаться в долины... Бурятские семьи платили подать пушниной, а часть скотом. Но не всегда они вовремя вносили подать в царскую казну. Местная администрация, особенно некоторые алчные чиновники, пользуясь этим, задерживали бурят в Итанцинском остроге, содержали в качестве заложников-аманатов их жен и детей. В. Юмсунов пишет: «В те времена, в случае, если во время сборов ясака у нас не было денег и пушнины, ближайшие к Селенге русские казаки, имевшие общие с нами места обитания, и крестьяне брали сыновей и дочерей хоринского народа в заложники и причиняли им всяческие страдания. Они обманом запугивали нас, говоря, что скот хоринского народа потравил покосы и поля тех русских, и разбоем произвольно брали множество скота и причиняли весьма большие страдания. Вследствие таких горестей обнаружилось совершенно невозможное положение.

Другой летописец Т. Тобоев констатирует: «Жившие поблизости русские стали отнимать находившиеся в их (бурят) владении земли. Они оставляли свои поля и покосы неогражденными и захватывали проникавший на них бурятский скот и запирали его, вследствие чего он томился от жажды и тощал. Они уводили и захватывали даже жен и детей одних, а других бросали в воду и забирали в качестве аманата сыновей их в Итанцинский острог на срок, пока не уплатят подати за будущий год».

В романе Б. Санжина и Б. Дандарона «Путь праведный» читаем: «Ясачных бурят всячески притесняли алчные представители местной царской администрации. Итанцинский воевода Бергер, его подручный Овчинников чинили произвол: занимались вымогательством и обманом, пушнину отменного качества с ясачных бурят брали как низкосортную, особенно собольи шкурки. Приходилось людям, боясь расправы, откупаться от них кто чем мог: шкурками пушных зверей, скотом. В остроге они полные властелины: что хотят, то и делают.

Кроме того, бурят беспокоили частые набеги маньчжурских и монгольских вооруженных отрядов.

Забайкальские остроги, несмотря на такое взрывоопасное время, не подвергались осаде, их деревянные стены не сотрясались от воинственных родовых уранов. Потомки Хоридой-мэргэна, легендарного меткого стрелка, конечно же, были хорошими стрелками, при случае могли сразить врагов охотничьими, боевыми и огненными стрелами. Однако хори-буряты на казаков не нападали, спорные вопросы с ними пытались решать миром и обращались с жалобами к иркутскому воеводе, стольнику Тобольска и другим начальникам сибирской администрации. Но все было безрезультатно, никаких мер не принималось, наоборот, положение все более ухудшалось.

наверх

Сайт создан в системе uCoz