Главные тайши династии Болтриковых

 

Со времен Хоридой-мэргэна и его второй жены Шаралдай их старший сын Галзут всегда считался главой племени. И в 1702-1703 г.г. хоринскую делегацию в русскую столицу возглавлял зайсан галзутского рода Бадан Туракин. После него патент главного тайши получил его сородич Шодо Болтриков. С тех пор династия Болтриковых правила хори-бурятами на протяжении полутора веков.

1. Шодо Болтриков находился на посту главного тайши с 1727 по 1732 год. Он проявил большую активность во время установления русско-китайской границы, за что был удостоен патента первого хоринского тайши. Глава хори-бурят владел раздольной степью между реками Уда и Ана. Здесь он построил большую контору для себя и своих потомков, будущих тайшей. Там же находились шаманская и буддийская юрты, в них могли помолиться поклонники и старой и новой религии, приезжавшие по служебным делам к ноёнам.

2. Его сын Ринчин Шодоев тайшинствовал с 1732 по 1765 годы. Ему в 1749 году был вручен указ Иркутской провинциальной канцелярии, Разрешающий хоринцам кочевать "за Байкалом по разным удобным порожним местам". Под его покровительством в 1750 году был сооружен первый в хоринских степях Тугнуйский войлочный дацан. В то время наши земляки уже имели своего главного Дархан-ламу (Хамбо-ламу).

3. Юмсун Ринчинэй - (1765 -1768) устанавливает близкие контакты с соседними братскими племенами. Совместное собрание предводителей хоринских и селенгинских родов в 1759 году принимает степной закон-цаазу. В 1760-х годах главный тайша вместе со своим сыном Дамба-Дугаром открыл вблизи р. Мунгут серебряный рудник, где белые дарханы занимались плавкой драгоценного металла. Из преданий известно, что в 1650-х годах опальный протопоп Аввакум с семьей плыл на дощанике по бурливому Хилку, отправляясь в ссылку в Даурию. Сто лет спустя его единоверцы старообрядцы-семейские, изнуренные преследованием, прибыли в Забайкалье, были тепло встречены хоринскими ино¬родцами и получили от них помощь: землю, лес и скот.

4. Дамба-Дугар Иринцеев (1768 - 1804). Его долгое, тридцатилетнее правление было чрезвычайно плодотворным. При нем молва о бурятах доходила до европейских стран. Первое известие о том, что хоринцы живут зажиточнее всех бурятских племен принадлежит академику И.Г. Георги, побывавшему в семидесятых годах XVII века в Забайкалье. Другой ученый-путешественник Карл Риттер в своей монографии писал: "В конце XVII и в начале XIX века особенно богатым скотовладельцем являлся хоринский тайша, он имел 4000 лошадей, 3000 голов рогатого скота, 4000 овец. Дочь тайши, вышедшая замуж за одного из бурятских начальников, получила в приданое сорок ящиков (сундуков, Ц.Ж.), наполненных дорогими мехами..." В то время хоринцы каждый год сдавали тысячи пудов шерсти для производства солдатской шинели на Тельминской фабрике Иркутской губернии. Д-Д. Иринцеев в 1801 году организовал Анинскую ярмарку, которая впоследствии проводилась ежегодно с 15 ноября по 15 декабря. По его инициативе началось строительство одной из первых бурятских школ - Анинского училища, открытие которого состоялось в 1806 году. За свои заслуги Д.Д. Иринцеев был удостоен высокого ранга надворного советника. После кончины тайши, его властная супруга Чойжод-хатан помогала племяннику править Думой.

5. Галсан Мардаин (1804-1815). Молодой племянник-ноён проявил себя с лучшей стороны в ходе исполнения Указа императора Александра I об организации оспопрививания среди инородческого населения. В начале XIX века по Высочайшему предписанию хоринцы стали главными смотрителями центральной дороги России - московского тракта от Верхнеудинска до Читы. Кочевой народ нес в полном объеме уртонно-почтовую службу на 17 станциях с их конторами, почтами, этапами, мостами, карбасами, верстовыми столбами и т.д. По этой дороге проходили тщательно охраняемые казенные обозы с золотом, оловом, пушниной, проезжали государевы чиновники, шли под конвоем каторжане... Опытные ремонтники постоянно занимались строительством новых дорог от Байкала до Баргузина, Петровского завода, Хилокского села Зорголик и обустраивали тракт через Заганский хребет. Мы благодарны нашим дарханам, которые своим титаническим трудом соединили путями-дорогами самые отдаленные районы горного, таежного и степного Забайкалья. Из сказанного можно заключить, что в Бурятии дорожная, почтовая и даже туристическая служба родились давным-давно. Предводитель хоринцев подарил десять томов священных книг "Юм" и сто пудов железа будущему Агинскому дацану.

Галсан-тайша старался приобщить потомственных скотоводов к земледелию, о чем писал губернский чиновник И.В. Щеглов: "буряты хоринские первые из своих соплеменников начали заниматься земледелием, за что их верховный тайша был избран в члены Вольного экономического общества".

С его согласия кавказским переселенцам, отставным солдатам и ссыльным были выделены в долине Ингоды 105000 десятин земли, 1000 коров с телятами и 1000 лошадей. Бывшие хозяева этих мест перекочевали в степи Аги и Онона и стали называться агинскими бурятами.

В 1813 г. после завершения Отечественной войны с французами, стольному городу Москве был подарен табун в 1000 лошадей.

6. Дымбыл Галсанов (1815 - 1822) вместе с Тункинским, Кудинским, Аларским главными тайшами стали, если можно так выразиться, первыми бурятскими коррупционерами, они давали взятки губернским чиновникам и занимались незаконными поборами с населения. Их в 1819 году изобличила ревизия Сибирского генерал-губернатора, графа Сперанского М.М. Тогда многие инородческие начальники были смещены с должностей, некоторые были судимы. Дымбыл-ноёну удалось избежать наказания, благодаря заступничеству самого Министра народного просвещения,Обер-прокурора Синода, председателя Российского библейского общества князя Голицына А.Н. Он помнил, что под его руководством хоринский тайша основал в улусе Кудан английскую миссию и священникам Свану и Сталибрасу выделил 11480 рублей. Оба миссионера безуспешно старались переделать диких язычников в правоверных католиков. В их школе обучались маленькие инородцы, в том числе будущий летописец Вандан Юмсунов, ученики на Уроках изучали Евангелие, постигали арифметику, алгебру, геометрию и овладевали латинским, греческим, английским, русским и тибетским языками. В эти годы в Петербургской академии наук под руководством выдающегося ученого-монголоведа и тибетолога, академика Я.И. Шмидта работали два зайсана Номто Уутайн и Бадма Моршоноин, которые перевели великую христианскую книгу "Библию" на бурят-монгольский язык и издали этот огромный труд объемом около 47 п.л. в столице Российской империи в 1840 году.

7. Жигжит Суванов (1822 -1835). Ему пришлось возглавлять Степную думу в трудное время. В 1827 году 327 крещенных душ во главе со старшиной были причислены к крестьянам Куналейской волости. Летом 1830 года из Читы в Петровский завод этапировались государственные преступники-декабристы. Хори-буряты по закону являлись казаками, молодые мужчины обязаны были конвоировать арестантов, и они выходили на службу на конях с луками и с саблями. Наши земляки всегда старались помогать каторжанам табаком, едой, одеждой. И на этот раз для декабристов, можно сказать, устроили настоящую прогулку: на стоянках для них проводили национальные спортивные состязания, развлекали песнями, рассказами, шахматами.

Наверное, поэтому во многих мемуарах декабристов о бурятах говорится только хорошее, а супруга декабриста Анненкова, француженка Полина Гебль была в восторге от встречи с тайшой Сувановым. Она любовалась молодым ноёном высокого роста, носящего на голове косу и одетого в прекрасную экзотическую одежду. И оставляет такую запись: "Этот сын природы и степей, вероятно, умел горячо любить и чувствовать, как цивилизованные люди, что поражало в нем - это необыкновенная элегантность его манер".

8. Бадма Павлов (1835 - 1838). В октябре 1837 года император Николай I пожаловал хоринскому народу грамоту -указ и четырнадцать знамен. Тогда хуацайцам и харганайцам достались по два знамени, поскольку они в связи с увеличением населения разделились на западные и восточные роды. Из России стали поступать косы-горбуши, которые положили начало сенокошению в бурятских улусах. Начался промысел рыбы в Еравнинских озерах.

9. Ринчин-Доржо Дымбылов (1838-1849). Он был, по-видимому, прирожденным авантюристом. Молодой тайша выезжал в Петербург, в церкви Зимнего Дворца в присутствии императора принял православие и стал Николаем. Есаул Николай Дымбылов по возвращении на родину устроил поджог думы, чтобы скрыть следы хищения казенных денег, был разоблачен, предан суду и сослан.

10. Тарба Жигжитов (1849 - 1857). В пятидесятых годах главный тайша работает под непосредственным руководством генерал-губернатора Восточной Сибири, графа Н.Н. Муравьева. Степной начальник с трудом обеспечивает беспрепятственное прохождение войск Амурской экспедиции, вооружений и переселенцев по самой длинной уртонной дороге. Он подарил 500 коров переселенцам, следующим до Амура, но в то же время продолжал махинации с казенным имуществом, за что был отстранен от своего поста. Итак, галзутовское правление длилось сто тридцать лет. За этот период, конечно, главы нашего старшего рода много сделали для поднятия благосостояния соплеменников.Но последние четыре тайши своими незаконными действиями вызвали широкое недовольство хоринского общества. По этой причине они давно стояли на краю пропасти, но их не раз спасали степные феодалы, губернские чиновники и даже царский двор. Но от года огненной змеи защиты не было, авторитет галзутовских ноёнов был окончательно подорван и в главные тайши стали избираться лучшие люди из младших родов.

11. Бадма Очиров (1857 - 1874) бывший шуленга восточно-хуацайского рода и заседатель думы, много внимания уделял повышению жизненного уровня простых людей, по его призыву хоринцы первыми подали руку помощи кударинским бурятам, пострадавшим от Байкальского землетрясения, им были отведены земли в Кижинге, в Еравне и в других местах, выделены лошади, коровы и овцы и построены жилища.

12. Цэдэб Бадмаев (1874 - 1889). Он был достойным сыном своего отца, ноёна-хуацайца, и патриотом своего отечества, в 1878 году для укрепления обороны государства внес взнос в 5000 рублей.

13. Цэрэндоржо Аюшин (1889 - 1898) представитель того же рода, он был основным организатором встречи Цесаревича, будущего императора Николая II в Забайкалье, когда высокий гость в сопровождении свиты, состоящей из знатных российских фамилий - князей В. Барятинского, Н. Оболенского, Э. Ухтомского, В. Кочубея и контр-адмирала В. Басаргина, возвращался из многомесячного путешествия по азиатским государствам. Главный тайша со всеми своими зайсанами, почетными инородцами и тушэмэлами, которые несли 14 родовых знамен, сопровождал Цесаревича Николая Александровича в его поездке по хоринской степи. Тысячи хори-бурят радовались, когда Его Императорское Высочество скакал на бурятском коне, аплодировал исполнителям религиозной мистерии "Цам" в Ацагатском дацане, и награждал золотыми и серебряными Медалями, часами и булавками почетных инородцев. А народ хоринский подарил Августейшему путешественнику хадаки, соболей и серебряное кресло - изделие местных дарханов-златокузнецов.Последний российский император жаловал бурят, разрешил строительство в столице первого на европейском континенте буддийского храма, позволил вблизи царского дворца разместиться бурятско-калмыцко-монгольскому издательству "Наран" и дал добро Высочайшей императорской комиссии на обследование землепользования в Забайкальской области, которая после ряда лет собирания материалов, выпустила итоги своих трудов в 16 томах.

 

14. Ирдэни Вамбацыренов (1898 -1904).

 

Первый ряд слева направо: второй Бадма Очиров, третий Д. Аюшиев, четвертый Батомунко Джимбиев,

второй ряд: третий Цыдыб Бадмаев, четвертый Цыдендоржи Аюшиев, шестой Эрдыни Вамбоцыренов - последний хоринский тайша.

 

Говорят, что он был русским-семейским, в детстве усыновленным бурятами хубдутского рода и стал последним главным тайшой Хоринской Степной думы. Ирдэни ноён яростно противился упразднению старой власти и учреждению волостного правления: с ходатайством об отмене нового закона он неоднократно обращался к губернаторам, несколько раз ездил к царю. Но все было безрезультатно, не помогали его выступления в газетах и ему оставалось одно - включиться в дискуссию между ламами консерваторами и обновленцами, Но как бы то ни было, И. Вамбацыренов для хоринцев остался уважаемым тайшой и о нем была сложена песня "Ирдэни-ноён хеерхы..." ("Ирдэни-ноён достоин сожаления...")

Потомки Хоридой-мэргэна и его младшей жены Нагатай, от первенца Харгана становились вторыми тайшами, но, к сожалению, о них мало исторических материалов и поэтому их имена отсутствуют в данной книге. Накануне упразднения Хоринской Степной думы традиция верховенства галзутских и харганайских родов перестала существовать и главными тайшами стали избираться люди других родов.

наверх ↑

Сайт создан в системе uCoz