Социально-экономическое состояние района |
Социально-экономическое положение Хоринского района с начала 2006 года характеризуется увеличением промышленного производства, товарооборота, платных услуг и объемов инвестиций в основной капитал, положительной динамикой производства продукции сельского хозяйства. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2005 год увеличились на 9,1 %, программный индикатор выполнен на 93,9 %. Пороговое значение программного индикатора выполнен на 100,1 %. Темп роста реальных располагаемых денежных доходов к уровню прошлого года составил 4,4 %. За 2005 г. среднедушевые денежные доходы населения возросли на 7 % и составили 31909 рублей. Уровень общей безработицы составляет 17,8 %, при пороговом значении 17,1%. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 2,2 % до 2,9 %, в связи с увеличением статуса безработных. В рамках реализации Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест за отчетный год создано 782 постоянных рабочих места при пороговом значении 643. По сравнению с предыдущим годом создано рабочих мест на 4 % больше. Среднемесячная заработная плата одного работника на 1 января 2006 г. составила 3615 рублей по данным Бурстата (по средним и крупным предприятиям и организациям без учета данных филиалов), по данным района - 6018 рублей, и увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 16%. Просроченной задолженности по заработной плате в районе нет. Промышленность Промышленность района представлена предприятиями пищевой, полиграфической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. За 2005 года произведено промышленной продукции на 86,1 млн. рублей при пороговом значении 74,2 млн.рублей в сравнении с уровнем прошлого года произведено на 20,7% выше. Увеличение произошло за счет развития лесозаготовительной, лесоперерабатывающей, пищевой промышленности. Ежегодная расчетная лесосека района составляет – 123,0 тыс. м3, в том числе: Фактическое освоение лесосеки в 2005 году составило 95,3%. В целом по району объем лесозаготовок увеличился на 107,9% по сравнению с 2004 годом. Объем добычи золота Старательской артелью ООО «Курба» в 2005 г. составил 28 кг, на сумму 11 млн.рублей. С 2006 года добыча золота на территории района из-за отсутствия разведанных запасов прекращается. В районе осуществляет деятельность по производству пищевой продукции 5 предприятий. Объем выпуска продукции составил в 2005 году 9,6 млн. руб. (темп роста к уровню 2004г. в сопоставимых ценах составляет 135%). В натуральном выражении производство промышленной продукции к уровню прошлого года увеличилось: производство древесины на 27 %, пиломатериалов на 55 %, производство пищевой продукции на 58 %. Во втором полугодии района введены в эксплуатацию хладобойня ООО « Мясной двор», цех по деревообработке ООО «Линь-На» и 10 пилорамм. Новым предприятием ООО «Мясной двор» реализовано продукции 42,4 тонны на сумму 3,4 млн.рублей. Предприятием ООО «Линь-На» произведено 2,3 тыс.куб.м. пиломатериала на сумму 5,5 млн.рублей. В районе осуществляет деятельность по производству пищевой продукции 5 предприятий. Объем выпуска продукции составил в 2005 году 9,6 млн. руб. (темп роста к уровню 2004г. в сопоставимых ценах составляет 135%). Сельское хозяйство Производство валовой продукции сельского хозяйства в 2005 году составила 385 миллионов рублей при прогнозе 378,8 миллионов рублей (101,6 %). Темп роста сельскохозяйственной продукции составил 102 %. В животноводстве выполнены индикаторы по поголовью скота, производству молока, шерсти, яиц, не выполнен индикатор по производству мяса. На 1 января 2006 года в хозяйствах всех категорий содержится 18194 условных голов скота, что на 1,5 % или на 264 условных голов больше прошлогоднего уровня, прирост поголовья КРС на 3,9 %, овец на 0,1 % и составило поголовье КРС 16199 голов, овец 18869 голов. Произведено мяса 2351 тонна – 85,7 % к плану, молока 11437 тонн или 104,2 % к плану, яиц 710 тысяч штук - 101,4 % к плану, шерсти 30,61 тонн или 102 % к плану. Произведено следующее количество продукции: зерна – 1113 тонн, , сена 19564 тонны. По сравнению с 2004 годом производство зерна увеличилось на 6,1 %, средняя урожайность составила 3,7 центнеров с гектара. Выполнены индикативные показатели по урожаю картофеля: получено 8357,8 тонн , темп роста-127,2 %, овощей – 5929,8 тонн, темп роста - 101,5 %. Самообеспеченность населения района продуктами питания собственного производства составило картофеля-100 %, овощей-100 %, мясо -70 %, молоко-100 %. На 1 января 2006 года в районе работают – 14 сельскохозяйственных организаций, 96 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 6194 личных подсобных хозяйств.
За 2005 год получено государственной поддержки всего в сумме-6,8 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета -2,1 млн. рублей, республиканского – 4,7 млн.рублей. Ценовая ситуация За 2005 г. на инфляцию на потребительском рынке оказало влияние повышение цен на продовольственные товары и платные услуги. Цена на производимый хлеб и хлебобулочные изделия выросла на 31 %, рост тарифов на теплоэнергию по ООО «Хоринское ЖКХ» составил к уровню прошлого года 22%, а к уровню 2006 г.- 7,5%. Потребительский рынок В районе действуют 82 магазина с торговой площадью 2913 кв.м. Оборот розничной торговли по району в 2005 году составил 264,9 млн. руб., индекс физического объема – 138,9 %, программный индикатор выполнен на 130%, оборот общественного питания соответственно 9,6 млн. руб. или 160% к уровню 2004г. в сопоставимых ценах. В расчете на одного жителя оборот розничной торговли в 2005 г. по району составил 13,2 тыс. рублей, что выше уровня прошлого года на 4,2%. В ходе реализации мероприятий в районе открыто 12 магазинов в, дополнительно введено 627 кв.м. торговой площади, произведена реконструкция столовой, в кафе увеличены посадочные места и площадь объектов, расширены услуги придорожного сервиса. Оборот общественного питания по итогам 2005 года составил 9,6 млн. рублей, что больше уровня прошлого года на 96 %. По району работают 8 объектов общественного питания на 293 посадочных места, из них пять объектов придорожного сервиса. Услуги населению Платные услуги населению за отчетный период составили 25,1 млн. рублей или в сопоставимых ценах текущего года увеличились к уровню прошлого на 12,3 %, программный индикатор выполнен на 106,2%. Реализация районной инвестиционной программы За 2005 год объем инвестиций составил 43,1 млн. рублей или 106,5 % к прогнозу года, 146 % к уровню прошлого года. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают собственные средства 74%, средства федерального бюджета 19%, средства местного бюджета 4%, средства республиканского бюджета 3%. За счет собственных средств введено в эксплуатацию индивидуального жилья 2530 кв.м. на сумму 21,5 млн. рублей, вложены средства на строительство убойного цеха в сумме 5,0 млн. рублей, введена в эксплуатацию заправочная станция на сумму 3,4 млн. рублей. Средства местного бюджета 1,8 млн. рублей, направлены на развитие социальной сферы, произведен ремонт отопительной системы Дома культуры в с. Хоринск, ремонт ХСШ №1. За счет средств республиканского бюджета 1,0 млн. рублей, отремонтированы бесхозные подстанций в с. Тэгда, произведена электрофикация в п. Восточный с Хоринск. Из средств федерального бюджета 8,3 млн. рублей, построен гараж ОАО «Электросвязь», пристрой налоговой инспекции. Малое предпринимательство На территории района действуют 316 субъектов малого предпринимательства, в том числе 35 малых предприятий и 281 индивидуальных предпринимателей. Малое предпринимательство в районе является основным сектором экономики. Увеличение численности малых предприятий в 2005 году к уровню прошлого года составило 135%. Объем выпускаемой продукции субъектами малого предпринимательства составляет 591,0 млн.руб., или 74,8 % от всего объема производства продукции района. Темп роста выпускаемых товаров СМП составил 145,0 % к соответствующему периоду прошлого года. В 2005 году в целях создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, администрацией района представлено льгот по аренде имущества на сумму 400 тыс. рублей. Финансы Бюджет района по собственным доходам исполнен на 108.5% к уточненному плану при назначении по бюджету 16,3 млн. рублей, фактически исполнено 17,7 млн. рублей. План поступления по налоговым доходам исполнен на 109,1%, при назначенных 11,0 млн. рублей исполнено 12,0 млн. рублей. Местный бюджет 2005 года исполнен с профицитом 1,5 млн. рублей. Размер финансовой помощи в 2005 году снизился по сравнению с 2004 годом на 33,4 млн. рублей (2005г-134,5 млн.руб., 2004 год- 167,9 млн.руб) или на 25%. Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов заняли: налог на доходы физических лиц – 49%, доход от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности- 23%. План по расходам местного бюджета исполнен на 98 % к годовому бюджетному назначению.
Программа социально-экономического развития района на 2006 год
Основной целью программы социально-экономического развития Хоринского района на 2006 год является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение занятости и снижение уровня бедности населения. В качестве основных индикаторов социально-экономического развития Хоринского района на 2006 год Администрация МО «Хоринский район» устанавливает: в социальной сфере: -рост реальных денежных доходов населения на 10,2 %; -увеличение среднемесячной заработной платы на 6 %; -снижение уровня бедности до % 40,7; -сокращение уровня общей безработицы до 13,5%; в реальном секторе экономики: -рост продукции промышленности – на 2 %; -рост продукции сельского хозяйства – на 4 %; -увеличение розничного товарооборота – на 104,3 %. Объем промышленной продукции в 2006 году составит 43,7 млн. руб. Предусматривается получить валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на сумму на 396,2 млн. рублей. Произвести мяса 2390 тонн, молока 11680 тонн, яйцо 720 тыс. штук,30 тонн шерсти , 2215 тонн зерна, 7500 тонн картофеля, 960 тонн овощей. Оборот розничной торговли в 2006 году во всех торгующих организациях составит 104,3% к уровню 2005 года или 285,0 млн. рублей, будет оказано платных услуг населению на 26,6 млн. рублей. Объем инвестиций ( в основной капитал) за счет всех источников финансирования составит 58,0 млн. руб. или 119,2% к уровню 2005 года. Предполагается ввести за счет индивидуального строительства 3000м2 жилья или 104,8% к уровню прошлого года. В достижение поставленных целей деятельность Администрации Хоринского района будет сконцентрирована на решение задач по: - формированию условий для активизации инвестиционной деятельности на основе развития партнерства бизнеса и власти, улучшению инвестиционного климата и развитию общественной инфраструктуры; - созданию условий для развития предпринимательской деятельности; -повышению социальной активности молодежи, развитию массовой физической культуры и спорта, созданию условий для активного здорового досуга; - сохранению и развитию культурного наследия народов Бурятии Хоринского района; -обеспечению гарантий безопасности граждан и защищенности жизнеобеспечивающих объектов, предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий. Администрация МО «Хоринский район» определяет в качестве важнейшей задачи на 2006 год обеспечение успешной реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации по обеспечению доступного жилья, развитию образования и здравоохранения, улучшению жизни на селе и развитию агропромышленного производства, в том числе по направлениям: в области здравоохранения: - развитие первичной медицинской помощи, включая профилактику заболеваний, вакцинацию, диспансеризацию работающего населения и введение новых программ медицинского обследования новорожденных; - оснащение новым диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения; - обеспечение увеличения заработной платы участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики на 10 тысяч рублей, медицинских сестер - на 5 тысяч рублей в месяц с учетом объемов и качества оказываемой медицинской помощи; - обеспечение переподготовки участковых врачей (терапевты и педиатры) и врачей общей практики, особенно в сельских районах республики; - обновление автопарка "скорой медицинской помощи; -обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью в федеральных учреждениях здравоохранения; в области образования: - введение новых эффективных мер государственной поддержки школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы; выделение средств на модернизацию учебных классов и обеспечение доступа к интернету школ; -развитие системы грантов для школьников, студентов, молодых специалистов для поддержки инициативной, способной и талантливой молодежи; - завершение в течение 2006 года перехода к нормативному финансированию учебного процесса; - обеспечение выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов; в сфере жилищной политики: - формирование документов территориального планирования на муниципальном уровне разработка градостроительной документации на территории населенных пунктов для дальнейшего жилищного строительства; - обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой для создания условий по привлечению кредитных средств и частных инвестиций в жилищное строительство; - формирование земельной политики в области жилищного строительства, снижение административных барьеров на рынке строительства жилья, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков; - обеспечение решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан; - в сфере улучшения жизни на селе и развития агропромышленного производства: - обеспечение условий реального доступа к кредитным ресурсам для сельхозорганизаций и личных подворий на основе увеличения масштабов субсидирования процентных ставок; -стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, а также производств по переработке сельхозпродукции и кредитных кооперативов; - субсидирование процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов; - субсидирование части стоимости приобретенного технологического оборудования для животноводства, племенного скота, части затрат на производство молока, содержание мясного скота. Решение поставленных задач будет осуществляться посредством реализации мероприятий Плана действий Администрации МО «Хоринский район» на 2006 год. В плане действия запланированы мероприятия по отраслям, в том числе: макроэкономическое прогнозирование, социальная защита, труд и занятость населения, здравоохранение, образование, культура, молодежная политика, жилищная политика, промышленность, сельское хозяйство, строительство, инвестиционная деятельность, потребительский рынок, финансы, кадровая политика, земельные ресурсы, всего 83 мероприятия. Выполнение мероприятий Плана действий администрации, позволит реализовать намеченные Программой 2006 года задачи, активно проводить социально-экономические преобразования, повысить конкурентноспособность экономики, уровень и качество жизни населения района. Социальная структура района представлена 27 общеобразовательными школами, 5 учреждениями дополнительного образования, 15 детскими дошкольными учреждениями, районной вечерней школой и ПУ-37, в 7 школах района ведется раннее обучение детей иностранным языкам. В 6 детских садах - обучение бурятскому языку, экологическому воспитанию детей. В ПУ-37 обучаются по 8-10 специальностям. Хоринская общеобразовательная школа № 1 Детский сад "Березка" Дворец спорта для детей и юношества Хоринский межрайонный узел электросвязи МУП "Хоринское тепло-коммунальное обеспечение" Восточное предприятие электрических сетей |