ИсторияИсследователиВосстанавливая разрушенноеСокровища Анинского дацанаВоспоминания старожилов
 

 

Сокровища Анинского дацана.

 

«Здешний алтарь отличается красотой убранства статуй и очень просторен». Более подробное описание главного алтаря дает саженей и заканчивающейся в вершине плоскостью не свыше ¼ аршина. Все четыре стороны пирамиды представляют собою ряды полого возвышающихся одна над другою колонн, на которых поставлены 250 кумиров с каждой стороны, а всего 1000 статуэток «Будд благих времен». Особо всего за отдельною перегородкой у самой северной стены имеется еще второй алтарь, служивший алтарем и у старой кумирни. Здесь находится целый ряд больших и малых бурханов, то восстановленных прямо на жертвенном столе, то стоящих в отдельных поставцах и киотах. В этом, почитаемом первом и главном алтаре установлен и жертвенник со множественном лампад, балинов и других жертвоприношений, между тем как во втором алтаре – жертвенного алтаря не устроили и вовсе». «Около дверей алтаря, - далее находим у Б. Барадина, - видел Сансарын хурдэ и тибетский рисунок всего Лаврана. Затем я видел одну работу Абидо с Сукавади зуракчина Агинского дацана Дулзул Боролдоева. Эта работа считается здесь наилучшей. Я сделал с нее снимок, так как она действительно оказалась тонкою работою… По обеим сторонам главного алтаря находится 16 архивов – на восточной стороне лицом к востоку, на плиаде лицом к западу, на южной стороне лицом к северу». «Во втором этаже кумирни основную святыню алтаря составляет большой кумир Цзу, по левую сторону которого расположен киот с хранящимися в нем литыми бронзовыми статуэтками 35-ти Мургуулийн бурхан. Кроме того, здесь две очень оригинальные фигуры. Это два выделенных из папье-маше, зеленеющих своими листьями и ярко пестрых своими цветами, дерева по ветвям которых рассажены бронзовые изображения 16-ти Найдан и 4-х махаранцза». На сакральном – третьем этаже традиционно располагался алтарь, посвященный гению-хранителю, таким покровителем в Агинском дацане был избран Чжамсаран (Джамсаран, Жамсаран, бур.).

 

Макет Анинского дацана в Хоринском народном

историко-краеведческом музее

 

Культ Бодхисаттвы Майдари, почитавшегося как Грядущий Будда, имел широкое распространение в Забайкалье, поэтому каждый дацан старался приобрести статую Майдари и 1000 Будд .

Как правило, когда изображение божества собиралось в целое, то существовала определенная система заполнения полой статуи, куда входили семена растений, курительные свечи, благовония и пр. В голову клали 9 различных предметов, в горло – 1, а в грудь 20, куда входили священные книги Ганджур 108 томов и мани, в туловище 19 предметов, в нижнюю ее часть – 11, в подставку – 6. Также в число полагаемых вещей входил и «пелден» - вещество в форме белых круглых пилюль, почитаемое как святыня, выходящее из тела Будд. В скульптуру Анинского Майдари, по рукописи, перечень которой занимает несколько страниц, было вложено: в ушнину на голове Майдари вложили 100 тысяч священных книг и свертков, а в грудь – части одежды священных, принадлежавших первым воплощением Панчен-богдо, Далай-ламы, Джебаун-дамбы хутухты и т.д. В этом перечне значатся колоссальное количество книг и предметов священного почитания из Тибета, Индии, Монголии. Собирали статую бурхана «во избежание его осквернения, работавшие в нем в специальных светло-желтых одеждах, соблюдали строгое воздержание (не ели мяса и лука, только молочное, не курили и не нюхали табак и т.д.). При сборке выяснилось, что китайские мастера ошиблись и вместо положенных по канону 14 алданов без 1 локтя бурхан выше на 4 пальца».

По свидетельству бывшего хуварака Анинского дацана Мигжитова Рабдана Базаровича, скульптуру Майдари собирали китайские мастера из Долоннора, свыше 10 человек, руководил ими бурятский лама Очиро Сандак. По следующим сведениям Мигжитова Р.Б., когда собирали статую Майдари, то Х-ый ширетуй Анинского дацана Захарэ-лама предложил скульптуру не клепать, а собирать на болты, чем прихожане были недовольны.

По материалам экспедиции 1927 года Р. Мэрдыгеева, П. Дамбинова «Майдар Анинского дацана представлял из себя гигантскую статую с изображением будущего Будды в сидячем положении. Высота Майдари 5 саженей и 2 аршина. Одно ухо этой громадины не меньше роста взрослого человека в натуральную величину. Анинский Майдари считается по величине самым большим из всех Майдаров, имеющихся в дацанах бурят-монголов»

Недолгий срок в истории Анинского дацана был отведен уникальный скульптуре Майдари и одноименному храму. На втором этапе национализации и внедрения  декрета об отделении церкви от государства, в апреле 1936 года комиссией по ликвидации Анинского дацана  был составлен акт о разборке скульптуры под предлогом, что «внутри находится холодное и огнестрельное оружие» и есть «секретная дверь сидения Майдари-бурхана». «Мы, комиссия,…проветрив эту дверь…нашли, что замок у двери сломан и имеются следы открытия двери. В виду такового положения явилась необходимость вскрыть дверь и проверить содержимое сидения Майдара-бурхана, почему и предложено было председателю Хидского совета Намжилову открыть дверь. При проверке внутри сидения оказалось следующее:

1. Огнестрельное и холодное оружие: 1). Дробовые двустволки 3 шт. 2). Кремневые патроны 40 шт. 3). Берданки 1 шт. 4). Огнестрельные дробовики 8 шт. 5). Револьверы Смитта 4шт. 6). Пистолеты (короткие и винтовки 14 шт.). 7). Патроны разные 12 шт. 8).Клинки с ножнами (старые) 11 шт. 9). Клинки без ножей 15 шт. 10). Кинжалы 2 шт. 11).штыки 4 шт. Итого огнестрельное холодное оружие 106 шт.

2. Золото царской чеканки: 5-ти рублевые монеты – 4 шт., десятирублевые – 1 шт., золотые кольца – 3 шт.

3. Серебро царское: рублевые монеты – 9 шт., 50 коп. – 3 шт., 25 коп. - 4 шт., Кольцо серебряное – 3 шт., Деревянные чашки в серебряной обделке – 3 шт., Чашка, блюдце, ложка – 1 комплект, Рюмки – 2 шт., Кружка серебряная – 3 шт., Разное серебро, Бурхан-эхэ (полный комплект)- 1 шт.

4. Шелковые материалы: зеленого цвета 18 м.7-см., желтого цвета- 1,5 м., белого 10 м.70 см., синего 14 м.20 см., красного 13 м. 35 см., хадаки…», далее по списку значатся сундуки, платки, чай разных сортов и т.п.

«По ходу изложенного, комиссия считает, что ламы Анинского дацана, скрыли оружие и предметы, имели стремление восстать  против Советской власти и что это обстоятельство сигнализирует против действительного закона Советской власти. Постановили: все оружие без исключения сдать в РО НКВД, а остальное имущество запечатать в дугане сургучной печатью, с опечатыванием двери и сдать председателю и сторожам Будаеву и Чимытову в принятие на хранение. Председатель комиссии Антонов, Гомбоев, Гуруев. Председатель Хидского совета Намжилов, Охраны: Гомбоев, Будаев».

В докладной записке сотрудника Ленинградского института востоковедения В.Д. Якимова, командированного в августе 1937 г. в Анинский дацан, отмечается, «все экспонаты были свалены в кучу, где и как попало. В результате получилась их массовая гибель. Так, например, когда нам открыли один храм и мы вошли туда, то нас обдало таким смрадом гнили и плесени, что невозможно было там находиться».

Осенью 1939 г. по распоряжению вице-президента АН СССР О.Ю. Шмидта в Бурятии работала комплексная экспедиция для отбора из закрытых дацанов экспонатов для Института востоковедения, музея истории религии, музея антропологии и этнографии. Побывавший в Анинском дацане сотрудник института востоковедения Е.М. Залкинд о Майдари писал: «В Анинском дацане нам было предложено разобрать статую Майдари, так как предполагалось, что в ней хранятся большие ценности… Разборка Майдари была произведена с нарушением элементарных правил: без предварительной зарисовки, фотографирования и разметки частей». Далее Евгений Михайлович Залкинд в отчете отмечает, что в работе приходилось постоянно конфликтовать с членами комиссии, «стремившихся возможно более количество коллекций сдать в утиль. Поэтому, - пишет он,- бурханы, иконы и другие предметы культа, могущие быть использованы в музеях, вывозились в огромном количестве в утильбазу».

«Фигура Майдари,- по отчету Гатова, - была разобрана комиссией, работавшей летом 1939 г. (В комиссию входили: Пупышев от центрального антирелигиозного музея в Москве и представитель от Наркомфина СССР. При работе присутствовал представитель Института востоковедения АН Залкинд Е.М.) Фигура листовой меди – разобрана безобразно, расшита по листам, чертежа разбора составлено не было, фигура не сфотографирована. В художественном отношении фигура ничего особенного не представляет. Работа новая – последнего десятилетия прошлого века. Некомплектная отсутствуют фигуры учеников. Более интересно содержимое Майдари: книги, невозможные лекарства, предметы культа и прочее, что нами и упаковано. Ввиду хаотического состояния фигуры мы были вынуждены от нее отказаться».

На основании этих докладных записок, можно сделать вывод, что анинского  Майдари отправили на переплавку.

Что касается храма Майдари, то по отчету вышеназванной экспедиции на 1939 г. в комплексе не разобранными оставались только два дугана: цокчен и Майдари, « в которых было сложено, навалено грудами дацанское имущество».

По данным Мигжитова Р.Б., анинский Майдари  был разобран «под началом Генин-дармы Нацова». Среди старожилов сохранилась память и о том, что в процессе разбора скульптуры Майдари, голова ее стояла в разобранном виде на улице в течение нескольких дней, сторожем к нему приставили приезжего бурята по имени Дондок, семья которого жила неподалеку от сумэ. В один из дней жена сторожа вылила  отходы в сторону разобранной головы Майдари, что повлекло на следующий же день ее болезнь. Сумэ было разобрано в конце 1939 – начале 1940 гг., в разборке его местные жители не участвовали. Они верили в Грядущего Будду, приход Майтрейн.

                 

350 Будд из тысячи, дошедшие до нас спустя два столетия, открылись мистическим образом.

Ламы уверены — это знак возрождения одного из са­мых древнейших дацанов Бурятии — Анинского. «С научной точки зрения любая археологическая находка — это сенсация, тем более в таком количестве. Любая культовая вещь ценна сама по себе, так как несет в себе культовое содержание. Кроме того, она несет и искусствоведческую и научную ценность. Было бы интересно узнать, где отлиты эти статуэтки, каким мастером они выполнены. Но все это может определить только специалист».

Легионы бронзовых Будд. Сейчас найденное реликвии Анинского дацана установлены в дугане в поселке Хоринске. Они стоят стройными рядами на импровизированном алтаре, и верующие поклоняются им. Все вместе это представляет внушительное зрелище. Словно легионы, построенные для защиты Учения Будды. Бурханы имеют высоту около 10 сантиметров. Все они одинаковы: Будда сидит в позе лотоса, различаются только положения его рук. Статуэтки отлиты из бронзы, а снаружи покрыты сусальным золотом. Внутри каждой находятся миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. Снизу статуэтки закупорены металлической пластинкой, по краям обмазанной воском. У некоторых поломаны руки, на головах облупилась или сошла на нет минеральная краска. Видно, что многие нуждаются в реставрации. Ламы считают, что им более двух веков, учитывая, что Анинский дацан был построен в 1775г.

 

Лама Лэгсэк Дарижапов

 

 — Ламы, хувараки и верующие пребывают в радости, — взволнованно говорит лама Лэгсэк Дарижапов, руководитель поисков. — Что вы думаете по этому поводу? Вы верите этому? А вот мне самому с трудом верится в это! Среди хоринцев всегда существовало поверье, что Анинский дацан сам даст знак к возрождению, и вот время пришло.О местонахождении ценностей монахи узнали от старожилов села Алан.— В нашем селе жила одна старая женщина, — рассказывает Солбон Базардараев, аланский старейшина. — Когда она была уже при смерти, позвала меня: «Солбон, подойди сюда. Я тебе вот что скажу: около нашего дацана лежат спрятанные бурханы. Знай это». Я запомнил, а потом рассказал об этом нашим ламам. Мой отец всегда говорил, что мы возродим наш дацан. Явление бурханов.Первые раскопки на месте разрушенного дацана проводились еще до 90-х годов. В них участвовали археологи БНЦ и студенты ВСГАКИ, но тогда ничего не нашли.Только в августе 2002 года под большим камнем на территории дацана ламы нашли первые три статуэтки. Через два месяца обнаружили еще 50. Когда весть о находках дошла до верующих, к ламам пришел восьмидесятилетний старик и сказал, что у него хранятся еще 50 Будд из Анинского дацана.Поиски и раскопки продолжались: количество бурханов к началу февраля 2004 года достигло 203 штук, а после проведения религиозного ритуала Дугжуубы, накануне Сагаалгана, нашлись еще 150. Сейчас их стало около 350: посчитать точно, сколько статуэток, довольно сложно, уверяют те ламы и прихожане, которые пытались это сделать. Цифра каждый раз получается разная: то на единицу или две больше, то наоборот на столько же меньше.Сейчас на время сагаалганских хуралов и до наступления тепла раскопки временно приостановлены. Кроме того, повышенный интерес к находкам со стороны прессы и искателей сокровищ вызывает настороженность и опасения монахов и мирян.Сообщение о сенсационной находке статуэток Будд в Хоринском районе вызвало огромный интерес в мире. Здесь уже побывали репортеры из Японии. Проявляют интерес и другие российские и иностранные СМИ. Свою помощь ламам предложили профессиональные искатели кладов из Иркутска. Между тем шумиха вокруг буддийских сокровищ вызвала замешательство в местном монашеском сообществе, не привыкшем к пристальному вниманию прессы.Ламы держат в глубокой тайне местонахождение раскопок. Они еще полны сомнений: «Найдем ли мы остальные 650 Будд из тысячи? Говорят, в 80-е годы в Хоринск на «Волге» приезжал какой-то коллекционер и он якобы увез с собою 200 Будд. А эти бурханы окружали когда-то статую Майтрейи, Будды Грядущего, имевшую высоту 80 локтей».Во всей истории поисков и обнаружения хоринских бурханов есть изрядная доля мистики.— Перед тем как начать раскопки, мы провели хурал и обратились за помощью и благословением к божеству, главному хранителю Анинского дацана — Гомбо сахюусану, — пояснил Лэгсэк-лама. — И тогда не столько мы нашли Будд, сколько они сами явили себя. Не случайно они показались именно сейчас, в то время, когда миру явился феномен хамбо Итигэлова! Ведь хамбо Итигэлов около двадцати лет обучался и жил в Анинском дацане. Поэтому между явлением нетленного тела и появлением Будд мы усматриваем глубинную мистическую связь.Этого же мнения придерживается Янжима Васильева, руководитель информационного центра хамбо Итигэлова:— Большинство находок находится в хорошем состоянии, я думаю, что они имели магическую защиту. Я сама убедилась в этом при подъеме священных сосудов хамбо Итигэлова. Тогда отключались все телекамеры, не работали фотоаппараты. Техника не действовала до тех пор, пока ламы не отключали эту защиту. По словам священнослужителей, основной целью поисков являются книги. Явление Будд — это только начало анинских находок. Дальнейшие раскопки и поиски буддийских реликвий будут вестись под контролем Буддийской традиционной сангхи России на территории всего Хоринского района.

 

Среди найденных во время раскопок предметов

сохранившиеся страницы уникальных буддийских книг.

наверх

 

 
Сайт создан в системе uCoz