Восстанавливая разрушенное. Дацан имел бесценное богатство как в культово-религиозном плане, так и в смысле памятников старины бурятского народа.. Развиваться бы ему ещё и дальше, да наступили лихие времена. Дацан был в буквальном смысле разграблен, священнослужители репрессированы. Старые люди ещё хорошо помнят 1937 год и «воинствующих безбожников», получавших за «ударный труд» 200 кирпичей в день, вывернутых из стен. А к этому времени сотни анинских лам уже шли этапами в лагеря ГУЛАГА, многие были расстреляны. Под названием «Памяти лам Анинского дацана, погибших в годы репрессий» посвятил своё стихотворение Батор Буянтуев: Белый лотос буддийской веры, Цветет над моею древней землей Любуются люди Абая-Гэсэра Живого цветка неземной красотой Сквозь время, кровавые драмы, Прошла желтая вера отцов. Брели по этапам мирные ламы Умирая среди леденящих снегов, Когда попирались закон и устои, Ламы хранили священный обет. Злое глумленье над богом Буддою - Горький российский сюжет. За несколько слов из молитвы, Не поняв их смысла и сути, В пылу разгоревшейся битвы, Лам к стенке ставили люди. Кто знает, что стало бы с нами, Забывшими веру, язык матерей, Сбитыми с толку пустыми речами, Не будь одержимых этих людей. За все им досталась в награду, Сухая, как выстрел, статья, Девять кругов тюремного ада - Страдания, смерть, лагеря… Но снова горят золотые лампады, Из руин дацаны встают, Оправданий посмертных не надо, Разберемся сами как-нибудь. И все же не верилось, что в Ане возродится из пепла величественный цокчен с золоченной крышей, что как в стародавние годы хоринские буряты будут собираться здесь на торжественные хуралы, а ламы – под величественную буддийскую – проводить богослужения…
Не верилось, но в банке уже был открыт счет "для реставрации дацана, как памятника культуры и архитектуры" пожилые люди пытались оформить в райисполкоме буддийское общество, в близлежащих селах заговорили о «субботниках» в дацане. «Чтобы собрать средства на строительство дугана, понадобилось два года. Большей частью это личные пожертвования людей, немалая доля принадлежит различным трудовым коллективам, были переводы из разных районов республики и страны. Собранную сумму мы могли, казалось бы, использовать более рационально, построить больше жилых домов и хозяйственных построек, а дуган возводить из дерева, а не из кирпича. Но мы решили строить капитально и основательно, не торопить сроки. Думаю, мы не ошиблись, вложив в строительство дугана свыше 110 тысяч народных денег, зато можем гордиться и самим зданием, и его отделкой по строгим буддийским канонам» - говорил председатель Хоринской буддийской общины Д.С. Санжиев. Анинский дацан Маленькая, дворов в 60, деревушка Алан находится километрах в тридцати к северу от райцентра. Живут здесь в основном пенсионеры. Анинский дацан находится километрах в пяти от села. Но добраться до него в эту пору крайне тяжело: разбитую колею грунтовки наглухо перекрыли снежные заносы и огромная наледь, ползущая с гор. Расстояние в пять километров превращается в изнурительное ралли с частыми высадками и долгими остановками. Но вот к закату на горизонте вырисовываются силуэты субурганов, изогнутые углы крыши дугана и квадрат с арками — останки центрального храма. Это Анинский дацан.
Даже полуразрушенный он имеет внушительный вид. Окна и проемы дверей центрального храма сделаны в виде арок и напоминают архитектуру православного храма. Хорошо сохранилась лишь внешняя ограда — низкий каменный забор с субурганами на углах.Сейчас в нем пустынно. Студеный февральский ветер бьет в лицо жесткими крупинками лежалого снега. Когда-то он знал лучшие дни. Жизнь возвращается в дацан. Восстановлены один из дуганов, ворота, построен дом для монахов. В нем они живут в дни, когда служат здесь хуралы. График дежурств в дацане. Монахи надеются, что явление бронзовых Будд даст новый импульс восстановлению былого величия Анинского дацана.И у них есть все основания верить в это. При дацане основан совет старейшин из мирян. Они готовы разделить с монахами бремя ответственности за восстановление дацана. И верят в участие в этом благородном деле всех верующих. В дни празднования Белого месяца их здесь особенно много. Паломники прибывают из самых отдаленных уголков района. На стене в дацане висит лист бумаги с графиком дежурств организаций поселка Хоринска — ответственных за проведение хуралов в дни Сагаалгана. В этом списке значатся районная администрация, налоговая инспекция, отделение банка, районо, электросети и другие организации. Как пояснил Легсок-лама, сотрудники этих организаций приходят в установленный день и за свой счет кормят лам, хувараков и прихожан из дальних сел. Кроме того, они делают пожертвования в кассу дацана. И вправду, ухоженные женщины в дорогих шубах носили ведрами воду в кухню дацана и прислуживали в столовой.— Помогать храму нам не в тягость, а в радость, ведь у хоринцев очень сильная вера, — говорят женщины.
Состоялось освящение дугана Не секрет, что День открытия и освящения дугана в райцентре многие ждали с большим нетерпением, ибо в церемонии должны были принять участие председатель Центрального духовного управления буддистов России
Пандидо хамбо-лама Жамьян Шагдаров, Ело Римпоче и группа тибетских лам, работающих в данное время в Высшей духовной школе буддистов при хамбинском суме, другие представители духовенства республики. Но, к сожалению, по состоянию здоровья не смог приехать на освящение дугана Ело
Римпоче, по разным причинам не было на церемонии представителей дацанов из соседних районов. А освятили дуган
Пандидо хамбо-лама Жамьян Шагдаров, Ехэ унзад Иволгинского дацана Санжайжап, трое тибетских лам и служители Анинского дацана. В день, открытия дугана с утра погода была неважной — было пасмурно и ветрено. Но несмотря на это, еще задолго до торжеств стали подтягиваться к зданию дугана первые посетители из Хоринска, близлежащих и дальних сел района. В полдень началось освящение дугана. Под божествами, что на западной стене молитвенного зала, на сэнти (в кресле) расположился
Пандидо хамбо-лама Жамьян Шагдаров, по правую руку вдоль южной стены тибетские ламы во главе с соржо-ламой, а напротив них— Ехэ унзад Иволгинского дацана и священнослужители Анинского дацана. И в присутствии множества людей они начали церемонию посвящения дугана. Кстати, на освящение дугана пришли люди всех возрастов— дети, молодежь, люди среднего и старшего поколения. И всех их объединяло в этот день лишь одно стремление — причастие к духовному очищению во благо мира и согласия на земле. После освящения дугана священнослужители совешили молебен (сахюсан) в честь хранителя Анинского дацана Гомбо-Махагалы. Все присутствовавшие в завершение участвовали в ритуальном далга, т.е. причасти к обряду поклонения хранителю дацана. Послесловие «Ваш дуган первый в республике, который открылся непосредственно в райцентре,— отметил перед отъездом
Пандидо хамбо-лама Жамьян Шагдаров.— Такое расположение очень удобно мирянам, т. к. теперь все желающие имеют возможность сравнительно легко добраться до дугана, нежели в Анинский дацан, который стоит в стороне от больших дорог. Если говорить о Ело
Римпоче, то он до конца года обязательно приедет в Хоринский район и совершит молебны непосредственно в Анинском дацане».На другой день после освящения мы побывали в дугане, где шли ежедневные хуралы (молебны). Отныне здесь каждый день будут идти хуралы (с 9 утра до 11 часов), так что в любой день недели есть возможность удовлетворить свои духовные потребности. Со дня открытия Анинского дацана уже прошло более двух лет, но пока дацан переживает достаточно трудные времена. И поэтому все, кто может оказать посильную помощь, посодействуйте становлению храма.
Праздник Анинского дацана. Это симпатичное трехэтажное здание органично вписалось в юго-восточную часть районного центра.. Привлекает взор людей необычная для наших мест архитектура. При возведении Дугана Анинского дацана с самого начала предпочтение отдавалось тибетскому стилю. Теперь основные работы на Дугане завершены — третьего сентября состоится его освящение. Затем новый Дуган станет принимать посетителей. Новый объект радует глаз. Возможно оттого, что необычен его архитектурный стиль, непривычен для местных жителей, а возможно еще и оттого, что с такой любовью, можно сказать, с трепетом в сердце, трудились все те, кто так или иначе причастен к строительству, оформлению. Факт, что Дуган получился на славу. И это лишний раз доказывает, что не перевелись у нас настоящие мастера, а если точнее выразиться кудесники с золотыми руками.. В возведение объекта большую лепту внесла местная буддийская община. В основном строительство велось за счет добровольных пожертвований наших земляков. Существенную помощь оказали, внесли свои добровольные взносы сельскохозяйственные производственные кооперативы нашего района: «Удинский», Верхне-Талецкий», «Улан-Одон», «Булумский», АО «Сагаан Эдеэн» местная птицефабрика, ПМК-4, ВЭС, лесники. Постоянно вносят свои сбережения коллективы организаций, учреждений районного центра: РКЦ, аптеки, налоговой инспекции, казначейства, военкомата, ПУ-37, РУФПС. По мере возможности помогало строительству население района. Словом, можно сказать, открытие Дугана приблизило активное участие населения района независимо от вероисповедания. Ведь возводили его всем миром. Первый этаж его отводится Центру тибетской медицины. Со временем наши земляки станут получать и такую врачебную помощь. Второй этаж займет молебный зал, третий отводится для хранителя Гомбо-сахюусана. Сегодня полностью завершились все внутренние и внешние работы на объекте. Дуган сверкает первозданной чистотой, пахнет краской. Сверкает и благоухает, ждет своего открытия. Строительная часть возводилась под руководством Д.Ш. Цыбанова. Внутреннее оформление осуществили Г.Д. Аюшина, Ц.Ш. Цыбанов, М.А. Базарсадаев. Очень большую организационную работу провел председатель совета буддистов района Б.С. Шойнжонов. Можно сказать, требовалось много средств: денег, стройматериала, краски. В какое время мы живем —объяснять никому не надо. Лишнего ни у кого нет. Все нужное приобреталось, досталось благодаря организаторским способностям Баяндая Санжиевича. Кроме частых поездок по селам района, он неоднократно бывал в других районах республики, Улан-Удэ. Привлек наших земляков-коммерсантов, среди которых отметим, - Батора Цынгуева, Баира Долгорова, Привлекал других выходцев из нашего района, которые давно не живут на малой родине. Вообще-то у Б. С. Шойнжонова особый дар беседовать с людьми. Знание местных обычаев, психологии людей помогли ему вовлечь в строительство большое количество помощников. Это, несомненно, ускорило возведение объекта. Скажем, что строительство Дугана началось весной прошлого года. Сейчас середина августа и Дуган накануне своего открытия! При желании мы, оказывается, можем не только строить добротно, но быстро. Имеется программа открытия Дугана. К нам приезжает большое количество известных людей из духовенства: его святейшество Еши-Лодой Римпоче, все тибетские ламы, работающие в дацанах pecny6лики, все шэрээтэ-ламы буддийских храмов Бурятии, Усть-Орды, Агинска, главы соседних районных администраций. Приглашаются и жители района. В десять утра начинается освящение Дугана, которое продлится до часу дня. После обеда выступят мастера искусств Бурятии. С четырех часов намечены спортивные состязания. Это будет своего рода настоящее празднество Анинского дацана. Скажем еще и то, что для проведения подготовительной работы и церемонии освящения Дугана образован районный оргкомитет из семнадцати авторитетных руководителей во главе с А.А. Заводским. Также создан внутри дацанский оргкомитет, возглавляемый членом Совета буддийской общины района Б.С. Цыбиковым. Близится праздник Анинского дацана. Paйон готовится к нему.
Ширетуи-настоятели Анинского дацана
Анинский
дацан на данном этапе
Главная задача настоящего времени – это
восстановление былого величия Анинского дацана.
Реализация этой задачи требует больших
финансовых вложений для проведения реставрационных работ. Для этого из
архивов поднимаются документы, фотографии по которым будут создаваться
точные копии уничтоженных ритуальных и бытовых строений.
Это кропотливая работа.
При дацане создан совет старейшин из
мирян, которые оказывают неоценимую услугу своими воспоминаниями, советами.
Финансовую помощь оказывают местные
предприниматели.
Штат Анинского дацана состоит из 10 (
десяти) лам и хувараков.
Ширээтэ ламой с ноября 2002 года является
Цыренжапов Сергей Доржиевич.
Дарижапов Легцок – соржо лама
Батуев Саян Баирович – штатный
лама, председатель ревизионной комиссии
Цырендоржиев Солбон Шагдарович –
гэбгэ лама
Дашиев Батор Баирович – унзад лама
Дабаев Андрей Баторович – бага
унзад лама
Ринчинов Солбон Дамбинович –
шогомбо лама
Жамбалдоржиев Бадма – лама
Лубсанов Солбон Митанович – хубарак
Цыбиков Булат Шойдонович – хубарак
Ламы Анинского дацана занимаются
отправлением религиозных потребностей народа
Ежегодно проводятся шесть больших хуралов:
-
Сагаалганай хурал: «Монлом чембио». Проводится в Хоринском дацане 15 дней
ответственными за проведение хуралов являются все организации с. Хоринск,
согласно графика.
-
Дуйнхор хурал: Ответственные за проведение
село Алан и село Амгаланта
-
Дончод хурал: Ответственные за проведение
жители с. Улан-Одон.
-
Майдар хурал: Ответственные за проведение
с. Булум и с. Ашанга.
-
Лnабаб дуйсэн
хурал: Ответственные за проведение с. Тэгда и с. Тохорюкта.
-
Зула хурал: Ответственные за проведение с.
Баянгол.
-
Эти хуралы проводятся согласно лунного
календаря.
Проводятся ежемесячные хуралы:
-
Отошо
-
Ламчиг нинбо
-
Мандал Шива
Каждого 8, 15, 30 дней месяца лунного
календаря соответственно ежедневно читаются хуралы с 10 до 12 часов и с 14
по 15 часов.
Выполняют религиозные обряды по усопшим,
освещения жилищ, вычисления по зурхай благоприятных дней важных событий в
жизни людей.
Читается защитные молитвы о благополучии и
благоденствии всех живых существ .
В летний период проводятся:
Подношения хозяевам местности, ритуал
освящения Обоо
Дацан оказывает материальную поддержку
хуваракам – студентам Буддийского института «Даши Чойнхорлинг», а также
хуваракам, обучающимся в Индии «Гомон» дацане.
Усилиями наших лам и прихожан построены
субурганы в местности «Дэлгэр хан», посвященный Хойтоламхай. Субарган
называется «Бадма сэсэг».
В селе Ашанга в местности « Шибээтэ»
установлен субурган « Жанчуб Чодэн»;
Также планируется восстановление
разрушенных субурганов в Анинском дацане.
В меру своих возможностей вносим свой
вклад в развитии и процветание Сангхи.
Будда говорит: «Подобно тому, как воды
океана имеют лишь один вкус – вкус соли, так и учение мое имеет лишь один
вкус спасения».
наверх |