Образование

 

 

ХСОШ № 1

ХСОШ № 2

Детско-юношеский центр

Детская школа искусств

Вечерняя школа

ПУ-37

Прочие школы района

Детские дошкольные учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

Осодоев Семен Борисович.

 

 

 

 

 

 

 

 

Похосоев Лев Яковлевич, засл. учитель Бур. АССР, директор ХСШ № 1 1948-1955гг.

 

 

Первое учебное заведение у хоринских бурят основано 24 января 1806г. При Онинской степной конторе в Забайкалье. С этой даты начинается день рождения Хоринской средней школы №1. 190-летний юбилей которой общественность района отмечала в апреле 1996г.

Это учебное заведение – Онинское училище – было открыто по инициативе известного деятеля того времени народного советника, члена Санкт-Петербурга общества главного хоринского тайши Галсана Мардаева. В середине и конце XIX века большое развитие получило в районе частное обучение. В это дело огромный вклад внесли русский учитель Иван Паргачевский, монголовед – А.В.Игумнов, английские миссионеры – Юилль Сван Сталибрас, прибывшие в Забайкалье в 1819г.

Большой вклад в развитие образования района на начальном этапе рождения Хоринского района внесли активные участники установления Советской власти в Забайкалье Носырев Г.С., Янсон Я.Д., Малафеев И.А., Окунцов К.М.

В 1924-1925гг. – в первые годы образования района – была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности в аймаке.

В 1923-1924гг. учебно-материальная база школ была очень плохая, в основном школы занимались в частных домах, охват детей обучением был очень низким. Например: 1923-1924 учебном году охват детей возраста 8-11 лет составил 34,5%. В 1925-1926 гг. в с. Хоринск была образована опытно-показательная школа, которая размещалась в 2-х зданиях, из которой одно было построено англичанами для Хоринской Степной Думы. Эти здания были тесные, низкие и не отвечали требованиям обучения детей.

В 1928-1930гг. в школах аймака начали внедряться новые формы организации учебы учащиеся в школах. Например: в Хоршибирской школе 1 ступени введено ученическое самоуправление, начали создаваться школьные – кооперативы. Дети стали заниматься выращиванием злаковых ,вводились кружки. Дети занимались гимнастикой, рисованием, лепкой, изготовлением наглядных пособий. Начали создаваться комсомольские ячейки. Средства на содержание школы были мизерные. Например: 1923-1924 учебном году расходы на народное образование на душу населения составляют по Хоринскому аймаку только 79 копеек тогда, как по Боханскому аймаку – 2 рубля 88копеек.

В 1925г. Онинское училище реорганизовано в 7-летнюю школу, и 1927-1928 учебном году – в школу крестьянской молодежи (ШКМ), с 1933г. средняя школа.

1930-1940гг. большой вклад в развитие образования района внесли учителя: Ж.Ц.Дугарова – кавалер орденов «Знак Почета» и «Ленина», заслуженный учитель школ РСФСР, И.Г.Дадуев – заслуженный учитель школ Бур.АССР, РСФСР, Кавалер орденов «Знак Почета» и 2-х орденов Трудового Красного Знамени, Ц.Т.Тохтохоев – заслуженный учитель школ Бурятской АССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

В разные годы работали в школах района талантливые учителя, имена которых известны всей нашей республике: А.И.Прозорова, С.И.Хазагаева, А.З.Янгутова, А.Р.Атутова, профессор, доктор физико-математических наук А.В.Булгадаев, один из основоположников Советской бурятской литературы Х.Н.Намсараев. Продолжительное время директорами школ района работали: С.Б.Осодоев, Ж.Г.Гончиков, Л.Я.Похосоев, Н.М.Волков, П.М.Борголов, Н.Н.Афанасьев, А.А.Борисов, Т.Б.Бальчинова, В.Н.Степанов, А.Б.Прокопьев – в ХСШ№1, В.А.Степанов, Н.Ц.Осорова – в ХСШ№2, Н.Ф. Пронин и Г.А.Спиридонов – в Верхне-Талецкой средней школе, Г.Д.Цыбжитов – в Барун-Хасуртайской н/средней школе, Д.Н.Неверов – в Зун-Хурайской, В.М.Кучумов – в Ониноборской средней школе, Ц-Х.М.Мункуева – в Амгалантинской, Ц.Е.Ешиева – в Ашангинской начальных школах. Завучами – Л.А.Пластинина, Д.А.Аюржанаева, А.А. Трунева, Е.И.Красноруцкая, М.Н.Дугаржапова, Т.П.Ануфриева – в ХСШ№1. М.П.Арсаланова, В.И.Лосева, А.М.Болдырева – в ХСШ№2. К.Н.Мартынова – в Хасурте, Н.С.Рассадина, Г.А.Спиридонова – в Верхнее-Талецкой средней, Л.И.Самсонова – в Зун-Хурайской средней, О.М.Мужикбаева, С.А.Савинова – в Тэгдинской средней, С.П.Мартынова – в Хандагайской средней, Д.Х.Абидуева-вМайлинской средней, Г.-Д.Ц.Дашицыренова – в Ониноборской средней школе.

Нужно признать, что в просвещении народа в 1925-35гг. огромную роль сыграли существование на территории нашего района церкви, Анинские и Ацагатские дацаны. В эти годы самыми грамотными людьми были священнослужители. Любой дацан, церковь становились центром духовной культуры народа. Например: в Анинском и Ацагатском дацане работали хорошо оборудованные учебные классы, типография, где успешно печатались труды бурятских ученых, книги, привезенные из Тибета и Монголии, каталоги лекарственных и целебных растений. В Анинском дацане в 1920-25гг. насчитывалось свыше 1500лам.

Надо отдать должное в просвещении бурятского народа Агвану Доржиеву – известному просветителю, Цанид-хамбо ламе, учителю Далай-ламы XIII Тубден-Джамцо (1854-1938гг.), основателю издательства «Наран» (солнце), где печатались памятники монгольской литературы. В Большой советской энциклопедии (т.23, стр.290) Агван Доржиев характеризуется – «Тибетский деятель, дипломат, издатель и реформатор монгольской письменности.

Другой представитель духовенства – Ринчин Номтоев – является составителем первого букваря.

Незначительное количество школ и учителей не могло изменить тяжелого положения населения района, особенно коренного. В этот период самым неотложным был вопрос ликвидации массовой неграмотности местного населения. К реализации его привлекалась широкая общественность, местные Советы, учителя и учащиеся ШКМ старших классов.

О тяжелом положении образования в нашей республике говорил, выступая в декабре М.Н.Ербанов. «Народное образование продолжает оставаться в плачевном состоянии и необходимы колоссальные усилия и средства, чтобы поднять его на должную высоту.   В 1923-24 учебном году в аймаке работали 37 школ. Количество учащихся составляло 700 человек из 6000 детей школьного возраста или 17%, а 83% или 5300 детей находились вне школы. В 1924-25 учебном году одна школа приходилась на 34 бурятских улуса. Русских школ было значительно больше. В год образования нашего аймака в 37 школах работали 44 учителя, из них с законченным средним образованием – 5 человек, с незаконченным средним образованием – 5 человек, и 34 учителя имели начальное образование.

Финансовое состояние школ в первые годы образования аймака было очень тяжелым. Например: В 1924 г. На ремонт всех 37 школ было отпущено 668руб.92коп.- около 17 руб. на одну школу. На приобретение школьного оборудования было выделено всего 265 рублей или по 7 рублей на каждую школу. В 1924-28гг. в основном была ликвидирована неграмотность всего трудоспособного населения в аймаке.

Постановлением Совета Министров СССР в нашей стране с 1930-1931 учебного года повсеместно началось осуществление всего общего начального образования. В соответствии с этим была проведена большая работа по расширению сети школ, подготовке учительских кадров и укреплению учебно-материальной базы школ. Большую помощь в подготовке учительских кадров оказали педагогическое училище и Бурятский педагогический институт, который организован в 1932г. Уже в 1934г. Был завершен переход на обязательное начальное образование. По данным отчета аймачного отдела народного образования 1934г. Видно, что грамотность населения в 1931 году составила 50,8%, в том числе бурят 43,3%, а в 1934г. Уже – 71,6%, по сравнению 18,2% в 1923г.

По статическим данным 1937г. К этому времени грамотность населения от 16 до 50 лет составила 82%, а среди женского населения 65,2%. Уже на 1 января 1941г. Грамотность населения аймака составила 90,3%,что явилось одним из важнейших достижений в области народного образования. Борьба за полную грамотность населения проводилась и в послевоенные годы. В 1952г. грамотность населения составляла 96,7%.

В 1949г. Совет Министров СССР принял постановление: всех детей, окончивших 4 класса, принимать в 5 класс. Это было начало осуществления в стране обязательного семилетнего всеобуча. В 1958г. Правительство Бурятии приняло Закон «Об обязательном семилетнем образовании, а с 1959 года осуществляется закон «О всеобщем 8-летнем образовании». В 1962-1963 учебном году завершается работа по переходу школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение. В эти годы успешно развивается среднее образование в аймаке.

В 1972-73 учебном году в аймаке работали 29 школ, в том числе средних -9,8-летних – 7, начальных – 12 и одна вечерняя школа вечерней молодежи. В них обучались 6053 ученика.

Существующая тогда сеть общеобразовательных школ аймака вполне обеспечивала осуществление всеобщего среднего образования в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 года «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию и о дальнейшем развитии средней общеобразовательной школы». В этом же учебном году в школах аймака работали 34 группы продленного дня с охватом свыше 100 учащихся, в интернатах школы на полном государственном обеспечении жили 305 учащихся. В эти годы нуждающимся детям оказывалась бесплатная материальная помощь из фонда всеобуча, средства которого колебались от 8 до 12 тысяч рублей в год против 5,0 тысяч рублей в 1965 году. В 12 детских садах воспитывались свыше 1000 детей.

Проводилась большая работа по укреплению учебно-материальной базы школ. Уже в 1973-74 учебном году 94% учащихся занимались в 1 смене. Все начальные и восьмилетние школы занимались в добротных помещениях. Большую роль в укреплении учебно-материальной базы школ сыграл Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». В 1963-73 годы были построены Амгалантинская, Ашангинская, Нижне-Анинская, Булумская, Барун-Хасуртайская, Улан-Одонская, Додо-Гольская и Аланская начальные школы. Хоринская средняя школа №2, новый 3-х этажный корпус в кирпичном исполнении на 536 учащихся и Интернет на 80 мест для Хоринской средней школы №1. Начальные школы построены за счет средств родителей, Хоринская средняя школа №2 по инициативе директора школы №1 П.М.Борголова построена силами учащихся под руководством учителей трудового обучения Г.А.Дондокова, Г.Н.Иванова и Ш-Н.Ц.Балсамбаева. Среди членов ученической производственной бригады по строительству здания ХСШ№2 значатся: С.П.Борголов, ныне 1 зам.генерального директора АО «Электросвязь», глава администрации Хоринского района А.А.Заводской, Б.Г.Бальжиров, министр здравоохранения РБ, А.М.Танганов, зам.министра сельского хозяйства и продовольствия и др.

В 1963-65гг. были построены: за счет средств совхоза «Аннинский» - Ониноборская средняя школа на 320 мест (директором совхоза работал Г.Н.Бородин); учебный корпус на 240 мест Тэгдинской средней школы за счет средств Курбинского ЛПХ (директор Л.Д.Шопхоев).

В свете Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования начиная с 1960-61 учебного года в школах района проходила реорганизация. Большинство средних школ было реорганизовано в средние школы с производственным обучением. Первой школой с производственным обучением стал в районе ХСШ№1, где начинали готовить шоферов, трактористов-машинистов 3 класса и электриков. Первый выпуск состоялся в 1963г. 40 выпускников школы вместе с аттестатами зрелости впервые получили свидетельство о присвоении квалификации шофера, электрика и тракториста-машиниста 3 класса.

За эти годы произошли заметные изменения в качественном составе педагогических кадров.

В 1971-75гг. в школах аймака работало 418 учителей, все они имели высшее и среднее специальное образование. В школах района было 2 отличника просвещения СССР – К.Н.Мартынова – учительница биологии Хасуртайской средней школы, В.А.Яшина – учительница Кульской начальной школы; 6 «Заслуженных учителей школ РСФСР» Е.С.Куриганова, Ф.В.Павлова – учителя начальных классов ХСШ№1, А.И.Филиппова – учительница русского языка Верхне-Талецкой средней школы, Г.Б.Гомбоев – учитель Нижнее-Анинской начальной школы; 13 учителей носили звание «Заслуженный учитель школ Бурятской АССР» - 26 человек «Отличник народного образования».

Учительница математики ХСШ№1 «Заслуженный учитель школ Бурятской АССР», кавалер ордена Трудового Красного Знамени Д.Е.Болдонова была избрана в 1976г. делегатом на XXV съезд КПСС.

Директор совхоза «Анинский» - базового предприятия ХСШ№1, отличник просвещения РСФСР С.Ж.Жамсуев был избран делегатом III съезда учителей СССР в 1978г.

Учительница Амгалантинской начальной школы «Заслуженный учитель школ РСФСР», кавалер ордена Октябрьской революции Ц.-Х.М.Мункуева была делегатом съезда СССР (ВЦСПС).

Постепенно в районе изменялись сети школ. В 1980-81 учебном году в районе работали 11 средних, 5-8-летних и 11 начальных школ. Расширялись сети внешкольных учреждений. В Доме пионеров в 24 кружках занимались 864, в Детской спортивной школе – 402 детей, в музыкальной школе – 80 детей и работала детская библиотека, где читателями были – 1416 детей, 72% учащихся были охвачены кружками с другими внеклассными мероприятиями.

С 1980 года в школах района ввели факультативы для углубленного изучения отдельных предметов.

В 1981 году в школах работали 16 ученических производственных бригад с охватом 1214 учащихся, в школьных лесничествах работали 507 учащихся. В этом году силами учащихся школ было собрано металлолома 150т, макулатуры 36 тонн, костей – 5т, и тряпье – 3т. В 1980г. совместными усилиями совхоза «Удинский» и Удинской средней школы был создан первый лагерь труда и отдыха учащихся по откорму и доращиванию ягнят, в 1982 году – второй лагерь, а с 1985г. – работал третий лагерь по доращиванию молодняка крупного рогатого скота. Результаты учащихся в ЛТО были лучшие, не только в районе, но и в республике.

По итогам работы ученических производственных бригад за 1980г. ЛТО Удинской средней школы занял 1 место в республике, был премирован автобусом КАВЗ, в этом же году школа заняла II место среди школ РСФСР и была премирована легковой автомашиной Москвич-2715. Коллектив школы награждался Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бур.АССР и Министерства сельского хозяйства РСФСР, Многие работники школы получили Почетные грамоты Министерства сельского хозяйства и просвещения Бур.АССР. Лагеря труда и отдыха стали создаваться практически во всех средних школах. По итогам V трудовой четверти 1 место в республике заняла ХСШ№1, которая была награждена переходящим Красным знаменем Совета Министров Бурятской АССР и облсовпрофа, получила автобус – премию Министерства сельского хозяйства. Опыт работы членов УПБ освещался на павильоне «Юные натуралисты и техники» ВДНХ. В течение 1983-85гг. в школах района было построено 11 стационарных лагерей труда и отдыха. С 1983г. учителя стали проходить аттестацию. В первый год было аттестовано 85 учителей, из них 37 человек была сделана запись «Соответствует занимаемой должности и заслуживает поощрения», звание «Старший учитель» получили 5 человек, «Учитель методист» -1. Е.И.Красноруцкая – учительница русского языка и литературы ХСШ №1, заслуженный учитель школ РБ, кавалер ордена «Знак Почета», отличник просвещения РСФСР и СССР.

1 сентября 1982г. по рекомендации Министерства просвещения Бурятской АССР в нашем районе открыт первый в республике учебный комплекс «Начальная школа-детсад». Пионером этого нового учебного учреждения была Верхне-Анинская начальная школа.

В 1982-83 учебном году в составе начальной школы открыли 2 группы детсада в количестве 32 человек. В организационное становление этого нового типа учреждения много труда вложила отличник просвещения РСФСР, «Заслуженный учитель школ РСФСР» Н.С.Тамжитова. По всем этим показателям решением коллегии Министерства просвещения и Президиума Обкома профсоюза работников просвещения и Президиума Обкома профсоюза работников просвещения и науки Хоринскому району было присуждено в 1983г. 1 место. И в этом же году просвещенцы Хоринского района заняли 1 место в России. Решением коллегии Министерства просвещения и науки нашему району присудили Переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за лучшую подготовку школ к новому учебному году и вручили премию – 11 тыс.рублей – за счет которой были премированы многие руководители школ, лучшие учителя, работники дошкольных и внешкольных учреждений, руководители базовых предприятий, директора совхозов и ЛПХ. В эти годы большое развитие получили детские дошкольные учреждения.

С 1984 учебного года в школах начали вести новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». При ведении этого предмета школы и учителя испытывали большие трудности. Учителя в основном не имели практических навыков для преподавания этого предмета. В течение 2-х лет все учителя прошли срочные курсовые подготовки. Благодаря помощи базовых предприятий школы приобрели компьютерные классы. Первой купила для ХСШ №1 компьютерный класс стоимостью 26 тыс.рублей Хоринская ПМК «Бурводстрой», которой руководил выпускник школы Заслуженный мелиоратор Бур.АССР и РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, отличник просвещения РСФСР Корнаков Геннадий Михайлович.

В 1985-90гг. в свете программы района о дальнейшем развитии и возрождения малых сел большая работа проводилась по строительству школьных зданий, детсадов, спортивных залов и квартир для учителей в малых селах. Например, по инициативе директора совхоза «Георгиевский», отличника народного просвещения, заслуженного агронома РБ, заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР Захарова Прокопия Яковлевича построены в с.Ашанга за счет средств совхоза школьное здание на 160мест, учебные мастерские на 80 мест, столовая на 40 посадочных мест, котельная и 3 двухквартирных дома для учителей. В эти годы были построены школы в с. Амгаланта на 320мест, в с. Додогол на 240 мест и с. Баян-Гол на 160 мест, соответственно начальные школы этих сел были реорганизованы в неполные средние школы-д/сады.

Надо отметить огромные заслуги в развитии дошкольного воспитания в районе Труневой Нины Прокопьевны – зав.детским садом «Ромашка» с.Хоринск, отличника просвещения РСФСР и СССР, М.Д.Машановой – заведующей Удинским детским садом, отличника просвещения РСФСР, Н.Б.Батуевой, заслуженного учителя школ Бурятской АССР, отличника просвещения РСФСР, Арефьевой Ольги Степановны, В.М.Машановой работников детсада «Березка» с.Хоринск, отличников просвещения РСФСР, Н.П.Бородиной – зав.детсадом «Черемушки» с.Хоринск, отличника просвещения РСФСР.

Начиная с 1994г. в отдельных школах района начали проводить эксперимент. Удинская средняя школа работает по экспериментальному учебному плану и программе «Образовательный комплекс школы –ВУЗ с ориентацией на бизнес и управление». В рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта введены в этой школе дополнительные специальные курсы.

1. Экономическая игротека для учащихся 1-4кл.

2. Этика для учащихся 1-4кл.

3. Культура Бурятии в 5-6кл.

4. Основа экономики в 5-9кл.

5. Основы бизнеса в 10-11кл.

6. Основа экологии в 9-11кл.

7. Бухгалтерский учет в 10-11кл.

Педколлектив школы уже много лет работает в тесном контакте с преподавателями БГУ и БСХА. Поддерживает постоянно связи с международной организацией «Международная программа адаптации сельского предпринимателя». Заключено соглашение об участии в программе обмена «Школа со школой» учащиеся этой школы уже побывали в США. За последние годы резко повысилось качество знаний учащихся школы, практически ликвидировано второгодничество, нет текучести кадров, 50% учителей составляют выпускники родной школы.

Начиная с 1992г. Хасуртайская средняя школа работает по модели семейской школы и получила статус школы народного календаря, цель которой является приобщение учащихся, родителей и учителей к богатствам народной культуры, обычаям и традициям семейских, их многовековому опыту, возрождение нравственных и духовных ценностей, углубленному изучению культур, традиции, народной медицины, национальной кухни, истории религии, фольклора и традиционных народных праздников, народных игр и промыслов. Основой деятельности школы по народному календарю является народный земледельческий календарь семейских Забайкалья, который складывался на основе наблюдений за изменениями в природе. Учебный процесс в школе организовался с учетом включения в него новых курсов в свете общей программы школы народного календаря. Много труда и сил вложили в этот эсперимент бывший директор школы отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный учитель школ РБ М.И.Чебунин, Н.Е.Иванова ныне директор школы и особенно учитель начальных классов Виктор Филиппович Иванов, который работал организатором внеклассной воспитательной работы этой школы.

В канун 75-летия района в 28 школах района работают 474 учителя из них высшее педагогическое образование имеют 347 учителей н/высшее – 10, среднее педагогическое образование – 117чел.

По итогам прошедших аттестаций получили высшую категорию – 22 учителя, первую категорию – 22 учителя, первую категорию – 98 учителей, и 131 чел. Присвоено вторая категория. Награждены орденами и медалями – 8 учителей, имеют Почетное звание «Заслуженный учитель школ РСФСР» - 9 чел., «Заслуженный учитель школ РБ» - 20 чел., удостоены значка «Отличник просвещения СССР» - 11 чел., 120 учителей и других работников образования района носят нагрудной знак «Отличник просвещения РСФСР».

Учителя Хоринской средней школы №1 и 2 Ц.Д.Будаев, Д.С.Ильина, Т.П.Лебедева удостоены международной Соросовской премии в 1996г., В.А.Бузина, Е.Б.Туманова, и Е.И.Гунтыпова – удостоены этой премии дважды в 1996-1997гг.,а в 1998г. – Н.В.Юдина, учитель биологии ХСШ №1.

Необходимо отметить заслуги в развитии образования района работников управления образования: Г.Г.Дашицыренова, более 35 лет бессменно работала главным бухгалтером, успешно трудились инспектора и методисты С.Д.Бельдуева, Н.И.Степанова, Е.Ф.Белоусова, Е.С.Смородникова, Н.И.бузина, Г.А.Салуева – заслуженный учитель школ РСФСР была в течение 2 созывов членом ЦК профсоюза работников науки и образования СССР.

Школы нашего района гордятся своими выпускниками: Жанаев Д.Ж. стал Героем Советского Союза, Номтоев С.С.-Н. – Герой социалистического труда, Ч.Ц.Цыдыпов, Ц.Б.Цыдендамбаев, А.А.Белоусов, В.В.Пластинин, В.Б.-М.Базаржапов, С.И.Милаев, А.В.Козлова-Сабылина, Д.Е.Попов – стали учеными докторами наук. А.В.Козлов – генерал лейтенант авиации, А.А.Рандин – полковник Российской Армии, Ц.-Д.-У.Цыдендамбаев – полковник ракетных войск, Г.Д.Ринчинов – народный артист РБ, лауреат Госпремии РБ, Д.Б.Сангажапова – заслуженная артистка РСФСР, Л.Ч.Нимаева – кандидат филологических наук, председатель Республиканского Союза женщин, советник президента РБ П.Р.Атутов – академик Российской академии образования, народный учитель РБ, врачи высшей категории: Г.С.Самбатов – заслуженный врач РБ, В.Д.Жамсаранов. Успешно работает на посту председателя колхоза «Булумский» Ринчинова Д.С. Несмотря на 70-летний возраст увлекает многих детей в кружке ДЮЦ по судомоделированию заслуженный работник культуры РБ, морской офицер в отставке В.Н.Степанов. Выпускник ХСШ№1 1952г. Борисов Владимир Иванович стал доктором технических наук, лауреатом Государственной премии Украины. Другой выпускник школы 1949 года Николаев Базыр Иннокентьевич стал доктором сельскохозяйственных наук, академиком Российской академии сельскохозяйственных наук. Ему присвоено Почетное звание заслуженный деятель наук РБ, награжден 2-мя орденами Трудового Красного Знамени и 3-мя орденами «Знак Почета».

 

 

 

Библиография:

 

1 Дагбаев Б.Э. История Тэгдинской школы // Хоринск.:  редакция газеты «Удинская новь» ,2003 .- 56с.

2 Первая национальная школа Бурятии: К 190- летию Хоринской средней школы №1.-Улан- Удэ:Бэлиг, 1996.- 84с.

3 Слово о земле Хоринской: К 75- летию Хоринского района.-Улан- Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета , 1998.-320с.

4 Судьбы начало- школа: Составитель Н.Д. Манзаева .- с. Хоринск, Хоринский район .: « Удинская новь», 2004г .-48 с. Изд-во Бурятского госуниверситета , 1998.-320с.

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz